Пока не поздно: как выбрать вуз, чтобы не разочароваться в образовании (и в себе!)
Вступительная кампания в России подходит к концу. Большинство абитуриентов уже определились с выбором университета на ближайшие 4 (бакалавры) или 2 года (магистратура). Одновременно с этим сотни тысяч человек из более чем 1000 вузов и филиалов завершили образование и теперь находятся в поисках работы.
Университеты редко рассказывают о повторяющейся год из года проблеме. За небольшим исключением (по нашим подсчетам, не более 10% университетов) работодатели не особо довольны качеством знаний выпускников, их приходится переучивать.
Среди нанимателей распространен тезис о том, что «корочка» никому не нужна.
И действительно, зачем им выпускник, пусть и с красным дипломом, который не может подсчитать числа в Excel столбиком?
Любопытно, что при этом руководство вузов рапортует об успехах, активном росте позиций в рейтингах, активном взаимодействии с работодателями, а студенты по-прежнему стремятся в вузы, из которых они выходят неприспособленными к жизни…
Складывается впечатление, что все стороны (вузы, студенты и работодатели) живут в параллельных реальностях. Абитуриенты видят золотые горы и всемирную славу по окончании вуза. Работодателей бросает в ужас при слове «выпускник». Университеты говорят, что их выпускники настолько востребованы, что треклятые Google/Apple (нужное подчеркнуть) только и грезят, как бы заманить их к себе в офис. А что и в итоге? Налицо фундаментальное непонимание между работодателем и университетом.
Отсюда возникает вопрос: а как же выбрать университет так, чтобы не разочароваться?
Во-первых, нужно отметить, что нет универсальных рецептов. Тысячи экспертов ежегодно дают советы: по баллу ЕГЭ, по перспективам трудоустройства, на основе позиции в национальных и глобальных рейтингах и т.д. Но насколько все эти заумные советы востребованы абитуриентом и их родителями, что называется, на местах?
Можно выделить две условные категории абитуриентов:
• Первые выбирают вуз на основе критериев комфорта.
• Вторые ставят во главу угла ценностные ориентиры, выходящие за бытовые рамки: карьера, престиж, знание.
С первой категорий все относительно просто: меньше балл ЕГЭ, ближе к дому/друзьям/семье и т.д. Для этой категории, по большому счету, все равно, где учиться и как.
Высшее образование воспринимается просто как обязательная рутина, как школа в продолжение школы.
Вторая группа — это абитуриенты, нацеленные на наиболее престижные вузы России и/или мира. Это амбициозные люди, для которых имя учебного заведения и карьерные перспективы (не важно, мнимые или реальные) — первостепенны. Мещанские ценности комфорта — второстепенны.
Разочароваться в выбранном вузе/факультете/специальности в большей мере может вторая категория, так как первая ничего особенного и не ждет.
Итак, первый шаг при выборе вуза — определиться с целью.
Для чего я намерен получить высшее образование? От этого будет зависеть дальнейший алгоритм действия.
Чтобы найти престижную работу? В случае с Россией практически никакой связи между образованием и карьерой/бизнесом нет. Это надо четко понимать с самого начала и не строить иллюзий из серии: «Если я закончу МГУ, меня сразу возьмут на .. (далее каждый рисует желаемого работодателя и/или сумму заработка)».
Все будет зависеть исключительно от личных действий, пробивных качеств. Но почти никогда от образования. Хотя, безусловно, окружение может влиять. То есть в среднем, поскольку в вузы первой двадцатки или десятки идут наиболее пробивные абитуриенты, у них и больше амбиций при построении карьеры. А позитивный пример, как известно, заразителен.
Однако как не растеряться в безбрежном море возможностей, предлагаемых вузами? В мире насчитывается порядка 26 тыс. университетов, в России свыше 1000 вузов и их филиалов.
И вот тут-то на помощь приходят так называемые рейтинги университетов: глобальные (международные) и национальные (страновые).
В России наиболее известны два рейтинга ведущих университетов страны:
• Национальный рейтинг университетов Интерфакс;
• Рейтинг вузов России Эксперт РА.
C российскими рейтингами все относительно просто. Они оценивают вузы максимально комплексно, на основе более чем 40 отдельных индикаторов: от площади библиотек до цитируемости преподавателей и среднего финансирования в расчете на одного студента.
Если вы нацелены на получение образования за рубежом, то к вашим услугам 20 международных рейтингов, оценивающих вузы по всему миру.
Казалось бы, хорошо. С другой стороны, в таком многообразии рейтингов можно и потеряться. Ниже вы найдете краткую информацию о том, на какие глобальные рейтинги стоит ориентироваться и как их читать.
Наиболее авторитетные рейтинги
Из наиболее авторитетных рейтингов можно выделить следующие:
• RUR — RoundUniversityRanking;
• ARWU — Academic Ranking of World Universities;
• US News & World Report Global University Ranking;
• QS — QuacquarelliSymonds.
Открываете список любого из этих рейтингов и смотрите, какие вузы занимают какие позиции. Общие рейтинги (то есть такие, где оцениваются университеты в целом, без деления на уровни подготовки, программы) подходят для первого взгляда — кто есть кто в высшем образовании. Они помогут понять, какие вообще есть вузы в разных странах мира, как они соотносятся между собой. Также общие рейтинги помогут выбрать вузы из уже имеющегося списка.
Выбор вуза по направлению подготовки
Если вы определились с направлением подготовки, то вам следует обратиться к предметным рейтингам. Эти рейтинги оценивают вуз не вообще, а по отдельным дисциплинам. Для этих целей подойдут предметные рейтинги RUR, которые представлены шестью укрупненными предметными областями (гуманитарные науки, естественные, технические и другие).
Рейтинги широких областей подходят, если вы знаете, что у ребенка есть склонность к гуманитарным или естественным наукам, но пока не можете определиться более конкретно: то ли это история, то ли математика.
В отличие от других рейтингов, здесь вы сможете выбрать отдельные рейтинги не просто по социальным дисциплинам, но и отдельно по качеству преподавания и исследованиям в рамках той или иной дисциплины. Таким образом, рейтинги RUR подойдут как для оценки вузов на предмет поступления на программы уровня бакалавриата (отдельные рейтинги по преподаванию), так и для программ уровня магистратуры/PhD.
Как использовать:
• Заходим на страницу предметных рейтингов. По умолчанию будет выбрана область «Humanities» (гуманитарные науки).
• Выбираем предметную область (Sortby: Subject).
• Выбираем тип рейтинга, будь то преподавание, исследования или что-то другое (Sortby: Ranking).
• При необходимости выбираем вузы по отдельным странам (Sortby: Country).
• Переходим на профили заинтересовавших вузов, где можно узнать, по каким именно индикаторам силен вуз, прочитать его краткое описание, увидеть на карте мира, перейти на веб-сайт вуза.
Самый разумный вариант — выбирать то, к чему душа лежит. Выбирать псевдопрестижные специальности не имеет смысла. Лучше четыре года изучать искусство Древней Греции, чем в горле стоящий административный кодекс. Следовать зову сердца, как бы ни банально или наивно это не звучало. Все равно на протяжении жизни вы смените десятки видов активностей, и становиться инженером по холодильным установкам на ближайшие 30 лет точно нет никакого резона.
Фото: Shutterstock.com, visualrian.ru