Опубликовано 13 октября 2017, 16:56

«Пока крайними остаются учителя, сдвигов не будет»: преподаватель физкультуры о травматизме и смертях на уроках

Учитель физической культуры признался, что боится реакции управленцев на заявление министра образования о 211 смертельных случаях на уроках физкультуры.
«Пока крайними остаются учителя, сдвигов не будет»: преподаватель физкультуры о травматизме и смертях на уроках

Министр образования Ольга Васильева подвела неутешительные итоги 2016/17 учебного года: на школьных уроках по физкультуре было зафиксировано 211 случаев со смертельным исходом.

Сергей Реутский, преподаватель физической культуры в «Хорошколе», отреагировал на эту новость и дал интервью интернет-изданию «Православие и мир». Он рассказал о причинах травм и смертельных случаев на уроках, а также поделился опасениями о том, что может повлечь за собой заявление министра.

«Летидор» изучил точку зрения педагога и делится его самыми важными мыслями.

В первую очередь преподаватель задался важнейшим вопросом: почему смертельные случаи вообще происходят?.

Основную проблему Сергей Реутский видит в несоответствии уровня подготовки учителей и физического здоровья школьников. На личном опыте он убедился, что общий уровень здоровья у детей ухудшается с каждым годом, а количество ослабленных учеников в классах только растет.

В то же время преподаватели физкультуры воспитывались по старой школе – их готовили к профилактикам травм, а не к реанимации.

Опасность представляет даже ситуация, когда учитель из лучших побуждений дает детям повышенную нагрузку, потому что хочет повысить их уровень подготовленности, а ребята оказываются к этому попросту не готовы,

  • объясняет Сергей.

При этом тяга к физической активности и проверке своих возможностей у современных детей никуда не ушли, успокаивает педагог. Но отсутствие игровой среды и уничтожение дворовой культуры привели к массе проблем, в том числе к тотальной несамостоятельности, когда ребенок может двигаться только под диктовку.

Кроме того, Сергей Реутский выделяет особую категорию – учащихся с медицинскими противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Таким детям нужна не только диктовка, но и специальный подход, выверенная нагрузка и постоянный контроль.

Сергей упоминает еще одну проблему – отсутствие должной дисциплины в классе. По словам преподавателя, способность детей не выходить за установленные рамки поведения на уроке также ухудшилась в последнее время.

А к чему это ведет? Если у ребенка хороший самоконтроль, с ним всегда можно договориться. «Все бегут десять кругов, а ты – только пять, или не бежишь, а идешь столько, сколько сможешь», - приводит пример Сергей Реутский. Но если на уроке нет дисциплины, ребенок может заглядеться на остальных и сорваться в бег.

Возможно, скоро встанет вопрос о том, что урок должны вести, например, два учителя или что детей надо делить не на мальчиков и девочек, а по группам здоровья,

  • предположил преподаватель.

К отсутствию контроля на уроке часто приводит нарушение контакта между педагогом и учениками. Из-за чего контакт может снижаться? Из-за усталости, считает Сергей Реутский. Состояние учителя непосредственно влияет на ход урока, его атмосферу и эффективность. Внимательный и собранный педагог поможет детям избежать травм, а рассеянность и утомленность могут привести к неожиданным и серьезным последствиям.

Кроме того, Сергей уверяет, что в задачи учителя по физкультуре должны входить не только контроль и страховка детей. Мало дать задание бегать и следить, чтобы никто не столкнулся и не упал. Надо сделать так, чтобы детям понравилась физическая нагрузка , чтобы им действительно захотелось бегать.

«Пока крайними остаются учителя, сдвигов не будет»: преподаватель физкультуры о травматизме и смертях на уроках

По словам Сергея Реутского, для современных учителей физкультуры это самая большая трудность, потому что многие приходят в профессию из спорта, а «спорт — это селекционный подход».

В школе же основной задачей должна быть мотивация ребенка.

Не облегчают работу преподавателей физкультуры и вышестоящие инстанции. Самая простая реакция на экстренные ситуации – ввод нового запрета. По мнению Сергея, многочисленные ограничения вовсе не помогают детям, а лишь еще больше снижают их физические и психологические возможности.

Преподаватель обеспокоен тем, что после заявления министра образования последует очередной запрет, да и только.

Статистика смертельных случаев приведена лишь за последний учебный год, подчеркивает Сергей, не учтена динамика прошлых лет, и нет соотнесения с другими цифрами, например смертностью детей на улицах. Сделать объективные выводы просто невозможно, а запретительные меры сами по себе не снизят количество несчастных случаев.

Сергей Реутский заявляет:

Это системные проблемы, проблемы общества. Пока аналитики, люди с интуицией, методисты и методологи не будут внедрять в общественное сознание понимание реальных проблем и крайними будут учителя, это ни к чему не приведет.

Неужели ситуация совсем безвыходная? Разумеется, нет, успокаивает Сергей Реутский и призывает родителей и учителей работать совместно, не скрывать особенностей ребенка, связанных как с физическим, так и с психическим здоровьем, и лично и открыто обсуждать дальнейшие действия.

Ведь когда родитель принимает участие в жизни ребенка, у него всегда будет наблюдаться прогресс.

Фото: Shutterstock.com