Почему учить ребенка читать на русском надо с 6 лет, а на английском — с 3 лет

Рассказываем, почему русские буквы лучше начинать учить в шесть лет, а английские можно и раньше.

Специально для читателей «Летидора» статью подготовила преподаватель английского языка и редактор образовательного онлайн-сервиса Puzzle English Екатерина Дмитриева.

Екатерина Дмитриева

Пока одни родители боролись за гениальность своих малышей, привлекая отпрысков к чтению чуть ли не в год, другие почувствовали, что отставать не стоит, и к трем-четырем годам их ребенок обязан осилить «Колобка» самостоятельно.

Так, ориентироваться в буквах, слогах и предложениях задолго до первого звонка стало признанной нормой.

Но насколько это адекватно и не является ли подобный подход неоправданной данью моде?

Готовность к чтению

Итак, попробуем подумать чисто логически. Что нужно ребенку для качественного беглого чтения?

Внимание. Согласитесь, без него никуда. Однако дело в том, что когда вы перелистываете страницы той или иной книги, включается селективное внимание.

Это означает, что из всего объема предлагаемой информации мозг фокусируется лишь на некоторых «опорных» точках текста, и полностью эта способность созревает лишь в 8-9 лет.

Зрелость восприятия. Только 20% четырехлетних детей показывают зрелость зрительной дифференцировки, позволяющую эффективно читать.

И до 7 лет у ребенка есть полное право эту дифференцировку не проявлять.

Усидчивость и внутренняя дисциплина. Ребенок должен понимать или хотя бы догадываться, по каким причинам он читает книгу. Ему интересно? А если нет? Вы полагаете, он читает ее из чувства долга? Тоже нет. Ведь в детском саду малыш не понимает, что такое долг и личная ответственность.

В научном мире это называется «произвольная организация деятельности» — и она не сформирована к начальной школе у 60% детей. То есть даже если ребенок выучил 1000 слов по карточкам, скорее всего, это не прибавит ему интеллекта: знания не задержатся в голове малыша надолго, если произвольность не сформирована. На элементарную рабочую память к первому классу тоже уповать не стоит. А самоконтроль вообще созреет лишь к 10 годам.

Символьное или абстрактно-логическое мышление. Но самое главное — мозг по-разному обрабатывает изображения и знаки. Если нам дать картинку с нарисованными на ней конфетами, будут работать одни «извилины», если же мы прочитаем вывеску «Конфеты» — заработают иные участки мозга, активизируются иные нейронные пути.

А до трех лет «сладкая» вывеска не будет ассоциироваться у ребенка с буквами, она запечатлится в его памяти как изображение.

Почему? Все просто: чтобы декодировать алфавит, необходимо за знаками видеть знаки, а не рисунки с завитушками. В первые годы жизни малыш не способен на такое — у него еще не развито символьное мышление. Более того, оно может окончательно «устаканиться» в отдельных случаях только к семи годам, и это не отклонение.

Методики и побочные эффекты раннего развития

Однако офлайн и онлайн-магазины переполнены заботливыми взрослыми энтузиастами, следующими лозунгу «Раньше читать, чем ходить».

Кто еще не купил знаменитые кубики Зайцева? Если вы — этот уникальный родитель, то игрушечные фигурки призваны помочь деткам освоить слоги. Естественно, уже в 2 года: не дай бог, упустим чего!

Но отдельные слоги и буквы до трех лет воспринимаются как картинки. Ребенок заучит сочетания, но будет оценивать их как фотографию. А значит, оказавшись в школе, на уроках чтения такой «гений» будет переводить с языка фотографии на язык букв — «фотографы» вынуждены сепаратно обрабатывать то одну, то другую картинку, периодически возвращаясь назад в попытках связать картинки между собой.

Маленькие «гении» с трудом улавливают сюжет истории, потому что заняты совсем другой задачей — посмотри на картинку и запомни ее.

Соответственно, если изображение хоть чуточку поменяется (шрифт, цвет, размер текста), начнется игра «найди 10 отличий».

Но ведь это не то, что нужно для эффективного чтения. Именно поэтому первоклашки-«фотографы», уже третий год берущие в руки книгу, очень быстро устают.

При этом исследования показывают, что дети, открывшие для себя мир букв в 6-7 лет, справляются со сказками, стихотворениями и рассказами куда быстрее и осмысленнее тех, кто научился читать уже в 2, 3, 4 года.

Обучаясь чтению на русском языке в 6-7 лет, мы учимся складывать буквы в слоги и, однажды ухватив основной принцип, цепляем букву за букву, слог за слог и так далее. Пока мозг переваривает информацию из предыдущего предложения, мы периферийным зрением уже фиксируем следующие символы, догадываясь параллельно, о чем пойдет речь.

В итоге работа вертится вокруг содержания текста, семантики отдельных его частей.

У вас возникла мысль о «перезагрузке» навыка чтения у «фотографов»? К сожалению, переучить их вряд ли удастся. Они усвоили с детства иной принцип чтения. Его в своих исследованиях в 60-х годах описал Глен Доман — икона всех продавцов, желающих нажиться на сверхраннем образовании. Глен Доман разработал методику, позволяющую детям освоить «глобальное чтение»: видя картинку зебры, ребенок называет полосатое животное, а поскольку картинка подписана, то он как бы не просто произнес, но и прочитал, совместил звуки с письменными символами.

Во-первых, есть исследования, подтверждающие, что посимвольное чтение на русском языке куда быстрее «глобального».

Во-вторых, многим нравится не упоминать тот факт, что методика, собственно, разработана для особенных детей.

В-третьих, Доман был американцем и создавал свою методику для англоговорящих малышей. А разница очень большая. И не только потому, что русский и английский мало похожи.

Учим читать: по-английски с 3, по-русски — с 6!

Дело в том, что если наши АБВГД нужно начинать учить в возрасте 6-7 лет, то с английскими буквами можно знакомиться уже в 3 года (но не раньше!).

Так уж вышло, что ни Марка Твена, ни Шекспира не прочитаешь по слогам. А Пушкина, между прочим, вполне… Мы знаем, что в английском нельзя понять произношение слова, не оценив его во всей красе: от последнего слога может зависеть то, как читается первый.

Поэтому единственный шанс научиться читать «Гамлета» в оригинале — это учить слова как картинки.

Другого варианта ученые пока не видят. То же касается иероглифики: символ можно прочитать лишь «глобально» — иначе никак.

В заключение еще раз повторюсь: до трех азбука на любом языке будет набором картинок, а не символов.

Представьте, вы закачали на компьютер текст в формате djvu, но машина открывает только doc и pdf. То есть в вашу голову еще не загрузилась программа для разархивирования документа. Вы видите, что файл есть и содержимое тоже есть, но прочитать его вы не можете.

Я уверена в том, что большая часть мам и пап, прочитавших этот текст, подумала: «Но он же сам! Мы не заставляли и ничего не делали, даже не заметили, как он выучил к году все буквы».

Не лукавьте. Он не смог прочитать на вывеске «Магазин для самых маленьких», он не выбрал себе кубики со слогами, он, в конце концов, не купил их себе. Не тешьте свое самолюбие тем, что ваш ребенок судьбоносно талантлив, потому что выучил все карточки. Он гениален по совершенно другим причинам.

Поэтому если вам уж совсем не терпится научить малыша читать, начните с английского языка, в этом случае вы точно не навредите. Но не переусердствуйте.

Знайте, что посвящая время сверхраннему чтению, вы лишаете активности некоторые зоны мозга ребенка, отвечающие, например, за движение тела и восприятие пространства.

В лучшем случае ребенок вырастет неуклюжим, а в худшем возможны двигательные, речевые, психические нарушения.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп