Почему сингапурская методика обучения набирает популярность в российских школах
© VOSTOCK
В информационный век, где любые факты доступны ребёнку после пары нажатий клавиш, учитель перестал быть для ученика главным носителем знаний. Соответственно и формат урока изменился, да и роль учителя тоже.
Педагог уже не лектор, а скорее, наставник, который учит детей находить важную информацию, ориентироваться в огромном потоке данных, быть активными, интересоваться чем-то, выступать, поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.
Развитию этих навыков и способствует методика, пришедшая к нам из Сингапура.
Согласно ей в основе урока лежит принцип командной работы, когда ученики трудятся над заданием вместе, по два или четыре человека (меняется даже рассадка детей в классе!), а учитель направляет работу этих команд в нужное русло, используя специальные жесты и знаки.
Например, поднятая ладонь учителя в начале урока означает, что пора сконцентрировать внимание на педагоге и начать работать.
Уроки складываются из нескольких модулей или структур (всего около 250), которые учитель должен мастерски миксовать в зависимости от целей, которые ставит перед собой и классом.
Одна из главных задач педагога — опросить за урок всех детей. Для этого он должен научить детей емко и быстро формулировать ответы, чтобы время на каждый из них занимало не больше 30 секунд.
— Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Каждому выбирают роль, определяется порядок выступления. Это делается для того, чтобы каждый мог высказать свою точку зрения. Такая технология позволяет уйти от традиционной схемы командной работы, когда в группах есть лидеры, а некоторые молчат и себя никак не проявляют, — рассказывает Ксения Шлямова, заместитель директора школы № 2117 г. Москвы и учитель русского языка и литературы.
Затем учитель дает задания, при выполнении которых дети выступают, общаются, дискутируют, создают схемы, распределяют между собой функции: кто выступает, кто записывает, кто ищет информацию, а кто оформляет.
Важно, что все школьники равноправны и каждый вносит в общее дело что-то свое.
Иногда учитель может разделить учеников на четыре уровня успеваемости и свести в одной команде «слабачков» и «сильных», чтобы вторые помогали первым. Ученик может дать совет соседу, получив команду от учителя.
— Ребята вместе обсуждают темы сочинений, рассказывают друг другу по очереди правила, приводят примеры, обмениваются мыслями, находят оптимальные способы решения задач по математике и так далее, — продолжает Ксения.
На опрос у учителя уходит 5-6 минут. Если ребёнок в этой системе с первого класса — он привыкает, быстро перемещается по классу и задает вопросы. Дети любят такие уроки.
— Ребята работают парами, — рассказала Светлана Гаврилова, педагог начальных классов школы №1368 г. Москвы. — В начале урока можно дать ученикам карточки с вопросами, с помощью которых они друг друга проверяют. Например, один ученик задает вопрос из карточки: «Что такое глагол?» Другой, в свою очередь, задает вопрос из своей карточки: «Чем является глагол в предложении?»
Потом ребята меняются партнерами. На их карточках — вопросы, которые они повторяют.
Учитель придумывает множество заданий, чтобы детям было интересно работать в команде. Когда школьники привыкают к этой модели взаимодействия, они начинают проявлять инициативу: сами придумывают друг другу задания по теме, а педагогу остается лишь подкорректировать формулировку и подсказать, в правильном ли направлении идет группа.
Периодически учителя устраивают подвижные упражнения, когда дети устраивают «хождение по классу» и все ученики получают задания, для выполнения которых необходимо искать ответ в разложенных по классу материалах.
Например, педагог раздает группам карточки с глаголами I и II спряжения. Задача детей — найти аналогичные карточки, разложенные по кабинету, и выписать с них аналогичные глаголы нужного спряжения на отдельный лист.
Контролировать группы в классе педагогу легко, учитель видит, кто активно работает, а кто — нет.
В центре сингапурской системы не учитель, а сами школьники. И каждому здесь дают возможность хоть немного, но проявить себя.
— Ребята, которым сложно выступать перед классом, в маленькой группе раскрываются, перестают стесняться, — поясняет Гаврилова. — Если забыл, ему подсказывают. Нет такого, чтобы кто-то сидел и молчал. Хочешь не хочешь, надо говорить. Сидеть некогда, ты в команде! Оценки получают за работу в группах.
Фото: VOSTOCK