Почему школьники надеются на пятак в ботинке больше, чем на собственные мозги
Помню, как за день или за два до ЕГЭ меня начинало потряхивать. Дрожь по всему телу, жутко болел живот, руки холодные и мокрые… Я глотала глицин и пустырник, но они никак не способствовали моему душевному равновесию.
Я честно занималась по всем предметам, готовилась в течение года, решала тонны тестов, написала десятки сочинений. Казалось бы, чего тут волноваться: с такой историей иди и спокойно получай хорошую оценку! Но нет, что-то не давало мне покоя… В школе нас «накручивали» учителя, дома — родители, которые начитались баек в Интернете или наслушались от знакомых страшилок про проваленные экзамены.
Разумеется, они делали это не нарочно, а всего-то хотели, чтобы дети собрались с мыслями.
Правда, вместо собранных ребят получали нервных школьников, у которых от страха зуб на зуб не попадал.
В день первого экзамена я проснулась очень бледная, меня тошнило. И ноги не хотели слушаться. На помощь пришла бабушка. Она (внимание!), кандидат химических наук, посоветовала мне положить в ботинок пятак. Она сказала это так уверенно, что даже сейчас я помню, как вместе с пятаком мне передалось её спокойствие.
Я положила 5 рублей в левый ботинок и пошла на ЕГЭ по английскому. Теперь я в шутку говорю, что хорошим результатом на экзамене я обязана именно той монетке. На самом деле — нет.
Но факт остаётся фактом: именно после пятака в ботинке я почувствовала себя способной сдать ЕГЭ.
С помощью примет мы как бы готовим себя к предстоящему стрессу. Мы говорим организму: «Сейчас я буду в опасной ситуации, но у меня есть пятак. И он меня спасёт». И наш мозг верит нам.
Самоубеждение — великая вещь. И, поверьте, суеверия уже помогли не одному школьнику.
Давайте вспомним, что обычно советуют школьникам перед экзаменом.
Не мыть голову, иначе вымоешь все знания. По этой же причине нельзя ходить в парикмахерскую или стричь ногти. На экзамен нужно надеть свой любимый костюм или взять талисман, вроде брелока или браслета.
Думаю, что все эти приметы на самом деле связывают нас с какими-то хорошими событиями из прошлого.
Браслет, который я надевала на экзамены, я получила на прощальном вечере в летнем лагере. Стоило мне на него посмотреть, как я сразу вспоминала тот день, наполненный радостью и хорошим настроением, и успокаивалась.
Монетку мне дала бабушка — родной человек, который всю школу буквально сидел со мной за одной партой. А разве может бабушка говорить неправду? Если сказала, что «на счастье», значит, так и будет.
Веря в эти безделушки, я становилась решительной.
Я чувствовала поддержку, знала, что обо мне беспокоятся, переживают и хотят быть рядом.
Конечно, найдутся те, кто скажет «Все эти суеверия — книжки под подушками, счастливая одежда — глупости». Но я бы не торопилась делать выводы. Когда-то я и сама так думала. Конечно, хорошо, когда ребёнок воспитан в спокойствии, и к 11 классу уже достаточно созрел как личность, чтобы справляться с окружающим информационным шумом, эмоциями родителей и учителей, и при этом у него есть уверенность в себе и в своих знаниях. А также он не боится делать ошибки, и экзамен — не такой уж важный этап в его жизни. Такому ребёнку вряд ли пригодятся приметы.
Но есть и другие ребята — робкие, слабые духом. Для них провалиться на ЕГЭ — равносильно концу света. Так почему бы не поддержать их веру в себя безобидными приметами?
Им очень важна помощь родителей, пусть даже такая символическая, как пятак в ботинке.
Так что «ни пуха, ни пера», ребята!