Опубликовано 20 сентября 2020, 08:00

Почему отмена ЕГЭ по английскому — скорее хорошая новость, чем плохая: мнения экспертов

Учителя, репетиторы, родители — о том, как они отнеслись к последним новостям о ЕГЭ по английскому.
Почему отмена ЕГЭ по английскому — скорее хорошая новость, чем плохая: мнения экспертов

© Visualrian

29 июля Госдума поддержала отказ Минпросвещения РФ от обязательного ЕГЭ по иностранному языку, мотивируя это тем, что уровень преподавания в школах остается низким, не хватает высококлассных педагогов, а в сельских школах и вовсе часто преподают язык учителя другого профиля. 9 сентября ведомство сделало официальное заявление о том, что госэкзамен по иностранному языку оставят необязательным.

«Летидор» решил разобраться, как эту новость восприняли в образовательном сообществе и как отмена обязательного ЕГЭ по английскому скажется на школьниках.

Аргументы «за» и «против» экзамена

Противников экзамена оказалось больше, так как все видят, что преподавание в современной школе в лучшем случае дает словарный запас и начальные знания грамматики и синтаксиса, но общаться дети на языке не могут.

Не секрет, что в школе редко найдешь высококвалифицированного преподавателя иностранного языка. Обычно такие специалисты уходят в другие структуры, где и зарплата больше, и нервы целее. Поэтому родители, которые заинтересованы в хорошем аттестате своего чада, вынуждены нанимать репетиторов, что создает дополнительную нагрузку на самого школьника.

«Моя дочь в этом году пошла в 11 класс. Мы не планировали сдавать английский, потому что она собирается поступать в медицинский. Там профильные химия и биология.

Почему отмена ЕГЭ по английскому — скорее хорошая новость, чем плохая: мнения экспертов

© Depositphotos

К ним она и готовится. Это огромная нагрузка на ребенка. Она и так большую часть времени проводит за уроками — или в школе, или у репетиторов, или делая домашнюю работу. Я не представляла, как сюда еще впихнуть английский язык. Так что мы очень рады, что его отменили. Никто не спорит, что он важен в современном мире. Но не ценой здоровья, издерганности и нервов школьников и их родителей», — говорит Мария Б. из подмосковного Красногорска.

Но даже если педагог — фанат своего предмета, любит своих учеников, искренне заинтересован в их знаниях, ему сложно за 45 минут урока поработать со всеми учащимися, перекинуться с каждым парой предложений на языке, уделить внимание фонетике и синтаксису.

Среди детей встречаются не только гуманитарии, которые легко схватывают языковые обороты и конструкции, есть и те, кому язык дается с большим трудом. Как быть им? Мучиться и дальше, заучивая ненужную домашку? Может быть, все-таки эффективнее перераспределить акценты и готовиться к ЕГЭ по русскому языку? Ведь свой родной язык знать на пять важнее. Да и родительские деньги, выброшенные на репетиторов, логичнее потратить на подготовку к профильным экзаменам в вуз.

А овладеть иностранным языком, чтобы свободно говорить и слушать собеседника, можно в любом возрасте, было бы желание.

«Те, кто предлагал ввести ЕГЭ в качестве обязательного экзамена, конечно, исходили из самых лучших побуждений. Знать иностранный язык очень важно.

Если вы посмотрите на развитые страны, то там считается нормой, когда человек говорит на 2-3 языках помимо родного. Это способствует развитию науки, экономики и высокому уровню жизни людей.

Другое дело, что у нас ставят телегу впереди лошади. В первую очередь, необходимо создавать условия для комфортного и интересного обучения. Давать учителям современные методики, развивать внешкольное образование, мотивировать детей учить языки. И делать всё это не для галочки, чтобы отчитаться в Минобр, а создавать среду близкую и дружественную для подростков. Например, не пугаться сериалов и компьютерных игр, а наоборот интегрировать их в обучение и показывать школьникам, что можно брать полезное и из таких вещей, а не только из учебников. Вернее, дети-то и так об этом знают, а вот многим педагогам старой формации это всё ещё кажется диким.

Если бы сейчас ввели обязательный ЕГЭ, то преподаватели, даже самые креативные, были бы вынуждены ориентироваться на тесты и натаскивать на них учеников.

И те, и другие, оказались бы заложниками этой системы. Я считаю, что было принято правильно решение.

_В том виде, в каком наша система предлагала готовиться к экзамену по английскому, она бы ограничила и обеднила наше образование и принесла бы больше вреда, чем пользы», _— комментирует ситуацию преподаватель Людмила Карамышева из Санкт-Петербурга.

Почему отмена ЕГЭ по английскому — скорее хорошая новость, чем плохая: мнения экспертов

© Depositphotos

Сторонники проведения обязательного экзамена, в основном, учителя. Они считают, что отмена обязательного ЕГЭ по английскому приведет к тому, что дети будут игнорировать уроки иностранного.

Такое утверждение двояко. Если ребенку нравится учитель, его методика преподавания предмета, то он с радостью будет ходить на занятия, выполнять домашние задания, интересоваться предметом дополнительно просто потому, что ему симпатичен педагог. Обязательный ЕГЭ же выступал бы в роли кнута, так как у школьников бы просто не было выбора — готовиться или не готовиться к экзамену. Сейчас выбор есть.

Неприятным сюрпризом для учителей это решение стало еще и потому, что многие занимаются репетиторством при подготовке к ЕГЭ.

Для них это прибавка к зарплате, а отмена экзамена, вероятнее всего, лишит их этого.

Однако не все репетиторы высказывались за введение обязательного английского.

Так, старший методист онлайн-школы иностранных языков Alfa School Юлия Мамян поддерживает решение Минпросвещения:

«Большинство преподавателей нашей школы склоняется к тому, что отмена экзамена – решение правильное. Экзамен по иностранному языку нужен, но он не должен быть в разряде обязательных. Я считаю, что в профильных классах с углубленным изучением языка такой экзамен в приоритете, но для выпускников обычных школ должна быть возможность выбора. Конечно же, в современном мире знание иностранных языков, чаще всего английского, является необходимостью для большинства людей.

Если посмотреть на примеры других стран, ту же Британию, то там школьники учат не только современные иностранные языки, но и латынь.

Учат не все, ее выбирают те, кому это пригодится в будущей профессии (медицина или юриспруденция). Изучение же современных иностранных языков обязательно для всех. А вот экзамен не является повсеместной необходимостью. Но ученики чаще всего сами выбирают его, так как резюме выглядит выигрышней, если в нем значится знание одного или двух иностранных языков.

Кстати, школьникам дается право определить уровень экзамена – базовый или продвинутый. У нас тоже шли дискуссии о более продвинутой системе уровней сдачи экзамена, но идея не прижилась и затухла. Возможно, если бы наши выпускники могли выбрать, какой уровень они могут сдать, экзамен не казался бы таким страшным».

Почему отмена ЕГЭ по английскому — скорее хорошая новость, чем плохая: мнения экспертов

© Visualrian

Почему детям важно учить иностранный язык

Учить иностранный язык важно не потому, что он стоит в расписании уроков. Давно доказано, что изучение иностранных языков благоприятно влияет на работу человеческого мозга. Этот момент стоит как можно тщательнее объяснить детям.

Развивается память, многозадачность, улучшаются музыкальные способности, усиливается концентрация внимания, все это обязательно пригодится в жизни.

Приличный уровень владения языком дает возможность получить престижное образование за рубежом, найти высокооплачиваемую и престижную работу в будущем. Возможно, если родители сами будут осознавать значимость изучения иностранных языков, то это не будет в тягость и ребенку.

Фото: Depositphotos, Visualrian

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!