Опубликовано 08 февраля 2016, 12:14

Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

Снова и снова представители общественности пытаются через Госдуму отменить ЕГЭ. На днях был внесен очередной законопроект. Почему они это делают? И когда же правительство прислушается к мнению своих граждан? На эти вопросы отвечают педагоги.
Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

© Depositphotos

Снова и снова представители общественности пытаются через Госдуму отменить ЕГЭ. На днях был внесен очередной законопроект. Почему они это делают? И когда же правительство прислушается к мнению своих граждан? Эти и другие вопросы Рамблер/Семья задала педагогам.

Устаревшая система

Единые тесты по предметам вводили во многих странах Запада. Застрельщиком была Франция, которая столкнулась с социальной проблемой: граждане, жившие в бывших колониях, не могли поступить в вузы.

В итоге была придумана единая аттестация, которая привела к падению уровня образования на 40 процентов, и французы от нее отказались.

Постепенно вся Европа тоже приняла такое решение, а в США хотя единое тестирование и проводится, оно не является основанием для поступления в вуз, а лишь составной частью портфолио абитуриента. К тому же в Штатах тесты направлены на определение способности к обучению, к логическому мышлению, это ни в коем случае не проверка школьных знаний, полученных за несколько лет.

И все же это ситуация на Западе, какие же есть претензии к ЕГЭ в России?

Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

Самые сильные ВУЗы страны подкрепляют результаты ЕГЭ творческими экзаменами или же набирают студентов по результатам профильных олимпиад. Почему это происходит и данным ЕГЭ не доверяют?

Как рассказывал один преподаватель Академии МЧС РФ, пожелавший остаться инкогнито, к ним приходит много абитуриентов со стобалльными аттестатами по профильным предметам, но на поверку эти люди оказываются едва знакомыми с основами школьного курса. И в одной из доверительных бесед с таким студентом на вопрос «Как же ты получил 100 баллов по химии?» услышал такой ответ: «Мой папа — большой человек в городе, и ставить мне ниже 100 баллов просто неприлично».

Представляете, сколько на периферии таких пап, безграмотным детям которых ставить меньше 100 баллов неприлично? Конечно, ЕГЭ задумывался в том числе и как средство борьбы с коррупцией в вузах, но в итоге мы получили коррупцию в департаментах образования.

Всем известно, что в Москве сдать ЕГЭ намного сложнее, чем в провинции. И ведь некоторые старшеклассники уезжают к родственникам на периферию, чтобы успешно пройти заключительную аттестацию. К тому же когда экзамен заканчивается на Дальнем Востоке, он еще не начался в Центральных районах, а его содержанием уже можно воспользоваться благодаря современным технологиям. Это тоже увеличивает количество нечестно заработанных баллов.

Гуманитарии недовольны, что их науки, учащие мыслить, разложили на примитивные тесты. Технари возмущены, что уровень тестов по их предметам не соответствует программе обучения в вузах на первых курсах.

Действительно, даже разделение обязательной математики на профильный и базовый уровень не устраивает ни вузы, ни самих одиннадцатиклассников. Более того, департамент образования нацеливает учителей на подготовку исключительно к базовому уровню, а для профильного необходимы курсы или репетитор.

Да и уровень знаний нынешних педагогов по математике часто оставляет желать лучшего, потому что редко кто из них берется подготовить ученика к профильным тестам. Но содержание экзаменов и уровень преподавания — дело наживное и с каждым годом меняется, а вот сама процедура экзамена несовершенна изначально.

Поскольку тесты проверяет компьютер, очень важно их правильно заполнить, и, к сожалению, ошибки в заполнении бланков не апеллируются. Так, я знакома со студенткой, которая потеряла шанс попасть на бюджетное отделение вуза из-за экзамена по русскому языку, который она написала правильно, но неверно оформила на бланке (не поставила запятую между ответами по перечислению), в итоге несколько правильных заданий просто не были засчитаны и уже ничего нельзя было изменить.

Вообще, атмосфера на экзамене настолько психологически напряженная, что кончается срывами у школьников и их родителей. Более того, после сдачи ЕГЭ прокатывается волна суицидов у одиннадцатиклассников, и с этим тоже надо считаться.

И последнее правовое несоответствие: Конституция РФ гарантирует право на образование всем своим гражданам, у нас же ежегодно почти полсотни тысяч человек не сдают ЕГЭ, то есть не получают аттестата об образовании. Они, конечно, могут пересдать экзамен в следующем году, но формально они лишаются конституционного права. Именно это дает повод общественности обращаться в Госдуму с предложениями об отмене ЕГЭ. И, может быть, наши внуки увидят другую, более совершенную экзаменационную программу.

Рамблер/Семья попросила специалистов прокомментировать ситуацию:

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России:

«Когда ЕГЭ только задумывался, я очень хорошо относился к его реализации, так как тогда речь шла о комбинации — ЕГЭ + ГИФО (государственные именные финансовые обязательства — Прим. Ред.). В итоге, отбросив одну часть, оставили ту, которая не имеет сверхбольшого значения, зато вызывает массу вопросов.

Но сейчас ЕГЭ в целом уже принят обществом, и в процедуре сдачи ЕГЭ есть явные позитивные подвижки. Реализация подобного законопроекта могла быть, но существенно раньше. Сейчас законопроект вряд ли будет принят.

Конечно, совершенствовать ЕГЭ можно и нужно. Например, к тестам добавить устную часть, задачки, которые были во времена СССР. Фактически приблизить к тем экзаменам, какие были в Советском Союзе.

Также важно вернуть в вузы собеседование с абитуриентом и, возможно, расширить список вузов, которые могут принимать по своим экзаменам, хотя бы по профильным. Тогда всё существенно упростится».

Евгений Должкевич, руководитель сети образовательных центров «Хорошист»:

«Не отменят, ЕГЭ нечем заменить. Эксперимент еще не окончен: ЕГЭ чуть менее сырой, чем семь лет назад. Пока что мы слишком погрязли в ЕГЭ, мы десять лет учились играть по правилам, резкая смена курса только собьет еще больше и покажет несостоятельность проекта.

На самом деле, проблем с ЕГЭ нет. Есть проблемы в образовании. B школах преподаватели ведут себя ужасно:

— не дают сдавать экзамены, чтобы не портить собственную статистику;

— готовят к базовому экзамену по принципу «лишь бы сдали», игнорируя запросы остальных учеников;

— открыто предлагают родителям забирать документы, избегая ответственности за результаты.

В результате дети бегут к репетиторам и на курсы».