Опубликовано 08 декабря 2021, 04:00
5 мин.

Почему нервничать при подготовке к ЕГЭ это нормально и даже полезно

Подкрепляем объяснение научными фактами
Напряжение, сопутствующее подготовке к экзаменам, — это механизм, созданный самой природой, для того чтобы мы успешно проходили испытание. Ни родителям, ни самому ребенку не стоит бороться с ним и тратить силы на самоубеждение («чего я так нервничаю? Это вредно, надо обязательно успокоиться»). Наоборот, стресс можно превратить в лучшего друга.
Почему нервничать при подготовке к ЕГЭ это нормально и даже полезно

© Freepik

О том, почему это выгодно школьникам, рассказывает Роксана Боровик, соосновательница и директор по развитию онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Вебиум (@webium.school).

Роксана Боровик, соосновательница и директор по развитию онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Вебиум

Роксана Боровик, соосновательница и директор по развитию онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Вебиум

Современная интернет-культура подталкивает детей к мысли, что жить нужно расслабленно, не напрягаясь, как это делают, например, Егор Крид или Моргенштерн. Собственная реакция в виде стресса может показаться школьникам чем-то ненормальным — тем, от чего желательно избавиться или подавить всеми способами.

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка принимать напряжение психики как должное, осознать его пользу и заставить служить себе во благо.

Да, ОГЭ и ЕГЭ, как и в принципе любые важные экзамены, — это очень стрессогенные события, что подтвердило узконаправленное научное исследование СпбГУ. Любопытно, но оно же выявило зависимость между эмоциональным состоянием школьников и экзаменационными оценками. Дети с результатом «хорошо» нервничали гораздо больше тех, кто получил «удовлетворительно».

Как стресс меняет наше восприятие

И родителям, и детям нужно осознать: напряжение — это нормально. Стресс делает нас продуктивнее: мозг работает быстрее, связь между нейронами становится сильнее. Вопреки мифу, что «все болезни от нервов», кратковременное напряжение может быть полезно. Это как заниматься на тренажерах — только тут прокачиваются не мышцы, а психика и эмоции. На эту тему авторитетные авторы уже написали немало книг. Если хотите узнать больше, можно почитать, например, «Парадокс стресса: как стресс может быть полезен для обучения».

Давайте немного разберемся в физиологии стресса. Если коротко, то так наше тело реагирует на вызов, поединок. Для того чтобы выиграть, мы получаем ресурсы: в мозг усиленно поступает кислород, улучшается внимание и концентрация, в крови повышается уровень глюкозы, которая придает энергию. Вот еще одно из исследований Калифорнийского университета: оно показало, что острый (кратковременный) стресс, а не хронический — стимулирует мозг и повышает производительность у животных.

Оказывается, такая своеобразная тренировка психики помогает не только на короткой дистанции. Научно доказано, что люди, хорошо знакомые с беспокойством и стрессом, могут обернуть их себе на пользу в будущем — использовать для достижения различных целей и даже рабочих результатов. Что это означает? Напрягаясь в школе при подготовке к экзаменам, ребенок делает шаг на пути к успешной карьере (на уровне психики, а не только знаний).

Ученые пришли к выводу, что навык преодоления стресса закладывается в подростковом возрасте. Если научиться правильно переносить его сейчас, то это окажет положительный эффект на всю дальнейшую жизнь.

Почему нервничать при подготовке к ЕГЭ это нормально и даже полезно

© Depositphotos

Принять мысль о пользе стресса нелегко, особенно родителям, которые, в свою очередь, сильно переживают за чадо. Само по себе напряжение не опасно, гораздо больше вреда причиняет длительность и наша реакция на него. Мы начинаем рефлексировать и испытывать негативные эмоции по поводу того, что с нами, возможно, что-то не так. Но стоит принять стресс (ограниченный во времени и обусловленный экзаменами) как нормальное состояние и не «беспокоиться по поводу беспокойства» — как белая магия срабатывает.

Правила жизни с предэкзаменационным стрессом

Конечно, уровень напряжения желательно регулировать. Чтобы оно не зашкаливало, нужно правильно организовать подготовку к экзаменам. Вот пять советов, которые помогут держать стресс под контролем.

Вырабатывать толерантность к сложностям. Ученику, которому предстоит длительный забег перед важным экзаменом, стоит объяснить, что сложности — это не плохо. Если ты эмоционально и интеллектуально напряжен, то становишься умнее. Мы в Вебиуме много говорим на эту тему как с самими ребятами, так и с их наставниками, чтобы выработать у детей принятие стресса как процесса, который сопровождает трансформацию мозга в процессе обучения. Важно делать это регулярно и в фоновом режиме, постоянно акцентируясь на положительных сторонах напряжения. Для этого не нужно выделять особенное время или нацеливаться на долгую беседу, достаточно ситуационной поддержки время от времени.

Планировать нагрузку на длительное время. Важно распределить нагрузку равномерно в течение года, особенно если речь идет о подготовке к ЕГЭ. Мы в своей школе используем планирование по месяцам и неделям. В самом начале обучения преподаватели показывают ученикам весь объем информации, который необходимо усвоить, например, по биологии или русскому языку, и объясняют, почему расписание выглядит именно таким образом. Когда дети понимают, что количество информации носит конечный характер, у них появляется уверенность, что с ним можно справиться. Тревога, которая приводит к «плохому» стрессу, автоматически уменьшается.

Работать регулярно. Постоянно проговаривайте, что домашние работы лучше делать ежедневно, чем оставлять весь объем на конец недели. Приведите аргументы: так информация запоминается лучше, а мозг не перегружен — следовательно, больше шансов добиться конечного успеха. Чтобы выработать привычку к регулярным занятиям, можно использовать визуальные приемы.

Например, писать дедлайны домашних заданий на большом настенном календаре красным маркером.

Почему нервничать при подготовке к ЕГЭ это нормально и даже полезно

© Depositphotos

Усиливать мотивацию к учебе. Как это связано со стрессом? Чтобы напряжение помогало добиваться результатов, человеку нужно понимать, зачем он трудится. Только тогда приходит вдохновение. Поэтому мы с нашими учениками частенько вспоминаем, зачем собираемся вместе, то есть обращаемся к их цели. Например, очень простые вопросы преподавателя «О чем ты мечтаешь?», «Какой результат ты хочешь получить в конце года?», «Зачем тебе все это нужно?» стимулируют ребенка задуматься и соединиться со своим внутренним стремлением, где скрыта энергия мотивации. На эти вопросы уходит всего две минуты занятия, но они заряжают на урок, позволяют включиться в происходящее.

Выделять время для расслабления. Граница между «хорошим» и «плохим» стрессом пролегает там, где исчезает чередование периодов напряжения и переключения на другие занятия (например, хобби). Четкое следование плану подготовки как раз дает необходимый ресурс для отдыха: школьник может позволить себе расслабиться, так как точно знает, что все успеет.

Подготовка к экзамену — сложная жизненная ситуация для многих детей. Конечно, в этот момент они особенно нуждаются в поддержке родителей. Это как раз тот волшебный ингредиент, который превращает «плохой» стресс в «хороший». Просто больше разговаривайте, мечтайте вместе, стройте планы и вознаграждайте за маленькие достижения.

Фото: Freepik, Depositphotos