Опубликовано 01 июня 2019, 12:38

Почему мы неправильно отмечаем 1 июня

И как делать это правильно, рассказываем в нашей статье.
Почему мы неправильно отмечаем 1 июня

Редактор онлайн-школы «Фоксфорд» Соня Самсонова — о том, как 1 июня превратилось в день бесплатных мастер-классов для детей. И почему так быть не должно.

Для детей и родителей школьников 1 июня — это первый день каникул. Однако складывается ощущение, будто одного освобождения от школы недостаточно, и вся страна проводит бесплатные развлечения. День защиты детей превратили в карусель семейных мероприятий, сладкой ваты и аттракционов за полцены.

От чего защищаем

День защиты детей начали отмечать в 1950 году, чтобы люди во всём мире задумались о положении детей. В Африке их нужно было оградить от войны, голода и болезней. В развитых странах — дать образование, медицинскую помощь, внимание взрослых.

Благодаря книгам Ольги Писарик «Привязанность — жизненно важная связь» и Людмилы Петрановской «Тайная опора» мы узнали, что отношения с близким взрослым критически важны. А раньше было загадкой, почему сытые сироты отставали в умственном развитии или вовсе погибали.

В 1959 году идеи заботы о детях вошли в Декларацию прав ребёнка. Декларация — это ещё не закон, а только рекомендации для международного сообщества.

Потребовалось ещё тридцать лет, чтобы права ребёнка стали законом во всём мире.

В 1989 году ООН приняла Конвенцию, которую не подписали только США, Сомали и Южный Судан.

Наша страна ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка. Это значит, что правительство России должно обеспечить право каждого несовершеннолетнего на:

  • жизнь и защиту от насилия,
  • семью и крышу над головой,
  • образование и медицинскую помощь,
  • отдых, досуг, спорт и творчество,
  • выражение своего мнения и уважение к себе,
  • поиск, получение и распространение информации.
Почему мы неправильно отмечаем 1 июня

Количество сексуальных преступлений против детей в 2015 году выросло на 44%, детский рак в 87% случаев диагностируют на неизлечимых стадиях. Школьное образование реформируют так, что треть учеников занимается с репетиторами. За участие в митингах школьникам угрожают исключением из школы.

Это кажется нормальным, когда не знаешь законов своей страны.

Неправильно делать вид, что нас это не касается. Я вожу детей в частные клиники, потому что не умею отстаивать свои права в муниципальных. Мне проще заработать 5 тысяч рублей на обследование ребёнка, чем ходить по кабинетам и добиваться направлений на бесплатные анализы. Допускаю, что моя старшая дочь однажды пойдёт на митинг.

Чтобы изменить ситуацию, не нужно противостоять властям.

Самое эффективное средство борьбы за права — это образование.

В школе спорную тему прав детей не обсуждают. Ваш ребёнок узнает о них только благодаря вам. Не нужно бояться, что чадо начнёт требовать то и это. Разговор о правах — это начало разговора об обязанностях. Одно невозможно без другого.

Из детей, которые знают свои права, вырастают взрослые, которые их соблюдают.

Не нужно лекций.

В День защиты детей обсудите с ребёнком видео о правах.

Для самых маленьких есть «Азбука» прав ребёнка от «Смешариков».

Если вы немного понимаете английский, вот классный ролик ЮНИСЕФ из Австралии и Малайзии:

И вот ещё один — от Альянса по правам детей (The Children's Rights Alliance):

С подростками можно почитать тексты документов. Если язык Конвенции о правах ребёнка пока слишком сложен, знакомьтесь с сокращённой версией на сайте уполномоченного по правам ребёнка. Неоднозначные иллюстрации приведены в другом упрощённом тексте на сайте для детей. Можно обсудить, насколько они уместны, и предложить ребёнку самому проиллюстрировать статьи Конвенции.

Фото: UNICEF Photo