Одна из самых эффективных методик обучения детей чтению
Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» — о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.
Кто такая Наталья Пятибратова
Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.
Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой
Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.
В основе методики — принцип чтения по складам. Склад — единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» — из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).
Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.
В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.
Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) — в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).
В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.
Этапы обучения чтению и примеры заданий
Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.
Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.
Игра «Волшебный мешочек»
Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри — несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.
На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.
Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.
Игра «Смешные слова»
Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.
Эта игра — подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.
Она поможет ребёнку в будущем составлять настоящие слова, обладающие смыслом.
Третий этап заключается в развитии навыков письма и составления простых фраз с такими знаками препинания, как запятая, точка.
Игра «Живое слово»
Перед детьми в произвольном порядке разложены несколько кубиков (по количеству ребят в подгруппе). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал педагог. Каждый ребенок берет по одному из этих кубиков, и педагог предлагает составить настоящее слово.
Затем просит подойти того ребенка, у которого есть кубик с первым складом задуманного слова, например МО (для слова МОЛОКО). Задание звучит так: «МО, подойди сюда»: ребенок становится возле педагога. Затем педагог по очереди приглашает каждого ребёнка так, чтобы малыши выстроились в шеренгу в правильном порядке. Кубики малыши держат перед собой.
После того, как все склады слова названы, дети самостоятельно пробуют прочитать получившееся слово. Им легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово прочитать не получается, ребята по порядку ставят кубики на полку и читают слово обычным способом.
Благодаря методике Пятибратовой дети довольно скоро начинают читать.
Кроме того, у них появляется навык грамотного письма, уходят логопедические дефекты, расширяется словарный запас. Однако стоит помнить о том, что для большей эффективности необходимо использовать разные методики в комплексе.
Идеи игр заимствованы с сайта Натальи Пятибратовой.