«Недавно я протирала полочку с медалями, насчитала 56»: дети-шахматисты о своем увлечении
Три ребенка рассказали о любимом виде спорта© Фото: Владимир Аверин
Алена Ставцева, 16 лет
Село Курумоч, Волжский район, Самарская область
Шахматы я увидела первый раз по телевизору и очень заинтересовалась. Мне стало любопытно, что за фигурки, как двигаются, зачем. Спросила у родителей, оказывается, папа умел играть. Он мне показал, мы играли весь вечер. 1 сентября я записалась в секцию. Мне было шесть лет. Получаться стало не сразу. Минимум год я потратила на изучение минимальных стратегий.
Мне нравится играть, чтобы играть. Победа — это вообще неважно. Меня интересует психология игры — я же не просто так сижу, а напротив человека. Я взаимодействую с ним. Мне нравится, что я девочка, которая может играть на равных с мальчиками. С мальчиками мне комфортнее.
Я могу сидеть и пять часов за одной партией. Там чем больше времени идет, тем больше азарт, кто сдастся первый, кто первый устанет. Проигрыш меня не расстраивает. Только если по очень большой глупости, а если с хорошим соперником, то нет. Иду разбирать партию и дальше играю.
Недавно я протирала полочку с медалями, насчитала 56. В основном, первые места. Но я всеми дорожу, даже за 3 место, не обидно вообще. Я знаю, что каждая зарабатывается одинаково.
Я играю уже десять лет. Самый пик был в 4-5 классе, когда я занималась по несколько часов в день упорно, билась в эту доску, у меня даже галлюцинации были: я в школе вместо людей видела фигуры. Ушла в себя. Перенапряглась и решила, что бросаю шахматы. Мама мне говорит: «Как? Столько медалей». Потом разрешила несколько недель не ходить на занятия. Я не ходила. И мне самой стало скучно. Не могу без шахмат. И вернулась сама. Больше не бросала, даже в мыслях не было.
Сейчас приоритеты немного поменялись. В планах поступать в университет, получать профессию. Хочу поступить в Самарский университет имени Королева на ракетостроительный факультет. У нас село рядом с аэропортом, так что это распространенная идея. Но совсем шахматы я не брошу. Уже в привычку вошло: нечем заняться — телефон в руки, и в шахматы. Это расслабляет.
С соперниками я не знакомлюсь. Если имя назовут, то и я скажу. Но не заостряю на этом внимание. Зато партию помню.
Когда я прихожу, могу на бланк, где ходы записаны, не смотреть, по памяти восстановить. Но в шахматах память не так важна. Важно, как ты проанализировал позицию.
В игре есть разные тактики. Можно крепко стоять, не жертвуя ничем, а можно идти в атаку. Но для этого нужно просчитать много ходов и за себя, и за соперника. Это сложно. Я обычно смотрю, как человек играет и из этого начинаю складывать стратегию. Может рандомно возникнуть какая-то идея. Потом могут отругать, конечно. А у меня настроение сыграть так, я в творчество пошла!
Иннокентий Новгородов, 14 лет
Село Намцы, Намский район, республика Саха (Якутия)
В шахматы играю с первого класса, но после начальных классов был перерыв: шахматную школу закрыли и стали проводить занятия по борьбе. Сейчас ее снова восстановили.
С моим тренером мы с самого начала, 8 лет вместе. До этого я занимался шашками, но они показались слишком простыми. Шахматы сложнее и интереснее. Приходится думать. На соревнованиях я раньше был только в Якутске. Для меня важнее не победа, а процесс игры, поэтому на состязаниях я не волнуюсь.
Определенной схемы занятий у меня нет: могу один день вообще не играть, а в другой играть несколько часов. Зависит от настроения и от занятости.
В моем окружении есть шахматисты: три друга у меня играют в шахматы отлично, есть те, кто просто знает, как играть. Я пытался научить младшую сестренку, но она не захотела. Мама поддерживает меня, но сама не играет.
Шахматы помогают мне развиваться, но свое будущее с ними не связываю. Это хобби. Любимого шахматиста нет. Знаю многих, но фаворита нет. Больше всего люблю, когда игра красивая: идет напряженная борьба, много фигур атакует короля, когда ставишь вилки или связываешь короля.
Если противник не уважает меня, это грустно. Например, проигрываешь, и он начинает смеяться. Это обидно. Я уважаю своих противников. Я сам это для себя решил.
Эмиль Хасанов, 16 лет
Село Ярково, Ярковский район, Тюменская область
В шахматы я играю со второго класса. Про игру узнал от мамы, в нашей семье играл ее отец и отец отца. У меня три брата, все младшие и все играют в шахматы. Мы даже ездили на передачу «Пусть говорят» в прошлом году. Нас позвали, потому что мама одна нас воспитывает. Папа разбился в ДТП, когда мне было 12 лет.
Шахматы развивают память, стремление к победе. Все это в жизни пригодится. Чтобы стать сильнее, надо иметь дело с сильнейшими. Но важно искать баланс, как говорит тренер, играть и со слабыми, чтобы им подавать пример, чтоб они играли с тобой, чтобы ты им объяснил. Если ты будешь всегда играть с сильными, будешь проигрывать. И интерес может пропасть.
Когда я только начинал, проигрывать было тяжело. Бывало, плакал. Обидно, когда решающий тур за медали, пусть даже в селе. На областных соревнованиях тем более. Потом мама объясняла, подсказывала, что поражения бывают. Что победы начинаются с поражений.
Когда мне дети проигрывают, я пытаюсь их как-то поддержать. Вспоминаю себя. Иногда можно поддаваться, чтобы у них мотивация была играть.
Я думал в будущем стать тренером, потому что мне нравится учить детей. Пока занимаюсь с братом. Когда у него начались первые победы, гордость брала. Так же, думаю, буду гордиться за учеников.
Важно настроиться на партию. У шахматистов бывают даже специальные приметы. Некоторые встают с правой ноги. Кто-то перед партией не ест. Или пьет стакан воды. У меня особых примет нет, но я стараюсь настроить себя психологически.
Я слышал много историй, когда шахматист очень переживает перед игрой, возможно, встает рано, нервничает, приходит за полчаса. А второй всю ночь гуляет по барам, отдыхает, веселится, потом приходит и обыгрывает.
Некоторые игроки морально давят на соперника. У меня была ситуация, я еще маленький был. Дяденька со мной играл, старичок в нашем районе. Сидел и цокал. Это сбивает с игры. Некоторые смотрят в глаза, пытаются показать своим видом характер. Я иногда посматриваю на соперника, могу в глаза посмотреть.
Есть этический кодекс, в первую очередь уважение должно быть к сопернику. Я сам это понимаю как взрослый человек. А тем, кто помладше, тренер объясняет, потому что бывает, что дети выигрывают и могут обзываться.
Я считаю, что нужно быть разносторонним человеком. Все великие гроссмейстеры занимаются спортом. Магнус Карлсен в футбол играет, кто-то плавает. В теннис большой играют. Физическая подготовка должна быть.
У нас в селе Ярково основной спорт – шахматы. Мы в Тюменской области неоднократные чемпионы. У меня третий взрослый разряд. Но я считаю, что уровень у меня выше.
Просто у нас мало турниров. Мы живем в селе. Чтобы рейтинг поднимать, нужно постоянно ездить на соревнования и играть с сильными шахматистами.
Всем командам, включая нашу, Фонд Тимченко оплатил поездку полностью — за это большое спасибо. Здорово, когда молодым шахматистам дают шанс принять участие в турнире. Сельским командам это часто не по карману. Классно, что есть такая программа, такой фонд.
Инесса Биткова, тренер
Деревня Старая, Всеволожский район, Ленинградская область
Я КМС по шахматам, но очень долго работала директором по маркетингу. Тренером стала случайно: в 2015 году меня попросили вести занятия, я согласилась. Сейчас это моя основная работа.
У нас обычный дворовой сельский клуб, ничего особенного. В нашем районе шахматы не были развиты, пришлось начинать с нуля. Помогала Шахматная федерация Ленинградской области, потом появились наставники в виде тренеров, подсказывали, какие учебники использовать. В итоге появилась трехлетняя программа, где я объединила чужой полезный опыт и свои наработки из маркетинга.
Было это так: на одном из семинаров педагог рассказывал, что он ставит оценки. Объяснял, что тренер никогда точно не знает, кто лучший, прикидывает интуитивно. А когда ставишь оценки за задачи, за посещение тренировок, прекрасно понимаешь, кто у тебя работает больше всего. Я его идею подкрутила с помощью маркетинговых инструментов, и получилась балльная система.
Ребята стараются, занимаются не только на тренировках, но и дома, потому что система это учитывает. Теперь никогда нет вопросов, кто едет на соревнования, — те, у кого больше баллов.
Даже если ребенок сильнее играет, но меньше занимается, он остается дома. Потому что идет работа на перспективу. Я сделала ставку на тех, у кого больше мотивация.
Бывает, что ребенок приходит без концентрации. Думаешь даже, что надо крест ставить. Потом жалко становится. И получается хороший результат. За три года он очень сильно меняется. Родители довольны, что математика подтягивается, и другие предметы тоже. Так что благодаря игре в шахматы дети становятся более серьезными, концентрированными, внимательными. Рассуждают не по-детски.
Я стараюсь в своей работе прививать любовь к шахматам, потому что без этого, мне кажется, не будет мотивации. Часто показываю красивую игру, чтобы дети восхищались шахматным искусством. В том числе, партии, которые были сыграны в XIX-XX веках.
В нашем клубе я их пытаюсь объединить одним интересом, создать коллектив, чтобы было интересно общаться.
Современная проблема — дети не могут себе найти друзей. Все в гаджетах, а я пытаюсь их вытащить из электронного мира, создать среду, где им было бы комфортно общаться в первую очередь, дружить.
У нас дома шахматы были традицией. Каждый вечер мы играли с папой и братом. Вроде как в детстве я не очень честно играла — стаскивала у них фигуры с доски. Сама не помню — мама рассказывала.
Редакция благодарит Фонд Тимченко за помощь в организации интервью.
Фото: Владимир Аверин