«Не бойтесь экспериментировать»: учитель о том, как сделать уроки физкультуры интересными
И полезными!© Depositphotos
О том, как привить детям любовь к спорту и физкультуре, «Летидор» попросил рассказать завкафедры физической культуры и здоровья школы «Летово» Алексея Машковцева (@letovosportteam).
Работать на перспективу, а не на результат «здесь и сейчас»
Хотя в российской образовательной программе заложена идея, что научить детей любить спорт и планировать свою физическую активность важно, приоритетной для среднестатистической школы остается другая задача. Ученики должны демонстрировать хорошую физическую подготовку здесь и сейчас, в идеале сдавать нормы ГТО на бронзовый, серебряный или золотой значок. Тогда считается, что педагог молодец, со своей работой справляется. И неважно, что у некоторых детей спорт вызывает отвращение. Главное, что все нормативы сданы, дети подтянуты. А дальше — хоть потоп.
Наша школа работает по программе Международного бакалавриата, где главная задача — пробудить у детей интерес к физической активности, научить их планировать эту активность и применять полученные на уроках знания в жизни.
Мы стремимся, чтобы ребята не только с удовольствием посещали наши уроки сейчас, но продолжали заниматься спортом через 10-15 лет после окончания школы.
Этот результат не получится «пощупать» сейчас, мы работаем на перспективу.
Ввести адекватные критерии оценивания
Оценивать ученика, опираясь на систему, принятую в советской программе — когда было четко прописано, что ребенок должен уметь на тройку, четверку, пятерку, — удобно, но такая система несправедлива. Все школьники обладают разными физическими данными и способностями. То, что одному дается легко, другой выполнит с большим трудом, а третий вовсе не осилит. Поэтому мы оцениваем результаты каждого ученика в зависимости от его индивидуального прогресса.
Второй важный параметр, за которой выставляется оценка, — это техника двигательного действия — проще говоря, насколько правильно ребенок выполняет упражнение, как управляет своим телом. Ошибки в двигательной технике в лучшем случае сведут пользу от физической нагрузки на нет, в худшем — приведут к травмам.
Отдельно скажу про контрольные упражнения, когда ученик выполняет задания на скорость, когда мы проверяем его выносливость. Совсем отказываться от них было бы неправильно, потому что они помогают ребенку попробовать свои максимальные возможности, понять, на что он способен.
Важное правило для учителя физкультуры: не требовать от школьника того, чему ты не учил. Так, некоторые учителя просят учеников реферат по олимпийским играм. Мне сразу хочется спросить: «А вы об этом рассказывали, чтобы теперь спрашивать эту тему с детей?»
Разнообразить урок теорией
Лучший урок физкультуры — не тот, где ребенок все время находится в движении. Современные дети не выдерживают большой нагрузки, поэтому учителю важно делать паузы, которые удобно заполнять теоретической частью программы.
Этот материал можно давать по-разному: так, что он будет до отвращения не интересен, или так, чтобы как минимум пробудить в учениках любопытство. К сожалению, в вузе будущим учителям физкультуры совсем не рассказывают, как подавать теорию интересно, и эти знания педагог приобретает с опытом, уже во время работы в школе.
Мы стараемся давать теоретическую часть в начале каждого урока, когда дети только подтягиваются в зал. И делать это не банально, а с помощью инструментов, которые используют другие учителя-предметники: дискуссий, работе в группах и т.д.
На физкультуре ученик так же, как и на физике, учится задавать вопросы, решать нестандартные задачи и аргументированно отстаивать свою точку зрения – всему, что точно пригодится ему в жизни.
Приведу пример урока, который мне особенно понравился. Тема была такая: «Изучение техники старта и бега на короткую дистанцию». Коллега принес видеозапись финального забега на последних Олимпийских играх в Токио. Сначала он предложил ребятам изучить инфографику, которую традиционно показывают зрителям перед началом трансляции, и обсудить, что они на ней увидели, какие вопросы у них возникают при взгляде на таблицу.
На экране был стартовый протокол: в нем указано, кто и на какой дорожке бежит, перечислены личные данные спортсменов, персональные рекорды. Когда мы собрали вопросы, то предложили детям самим ответить на них, устроили конкурс на лучший вопрос. Потом обсудили, какие спринтеры лучше бегут и почему, кто попадает в финал, за какое время они преодолевают дистанцию и за счет чего развивают высокую скорость... Конкретно в том забеге было нарушено правило старта. Это дало нам повод поговорить о том, за что спортсмена могут дисквалифицировать, что такое фальстарт, как устроены стартовые колодки. Это заняло 10-15 минут от начала урока. Затем учителя показали, как правильно выполнять низкий старт и технику бега. Вот такой пример, как начать урок небанально, как разжечь любопытство. Хотя можно было бы сказать: «Ребята, низкий старт — это...», и все бы соскучились еще до начала урока.
Обращаться к ученикам за обратной связью и не бояться экспериментировать
Чтобы учитель не боялся экспериментировать, школа должна создать для этого соответствующие условия. Если педагог ведет уроки в классе из 25 человек и одновременно с ним в спортивном зале занимаются еще два таких же класса, то его единственная задача — выжить и проследить, чтобы никто из детей не травмировался.
Если он ведет урок вместе с напарником, зал находится в их распоряжении, есть необходимый инвентарь, надо подумать, как разнообразить уроки. Как минимум спросить совета у детей: что им нравится, а что — нет, чего не хватает. Объективная критика никогда не помешает.
Часто к 10-11 классу школьникам на уроках физкультуры становится скучно.
Это связано с тем, что одни и те же темы повторяются из года в год (хоть и с некоторыми усложнениями). Дети изучают легкую атлетику, футбол, баскетбол, волейбол... Где-то есть гимнастика, где-то — лыжи. Представляете, вы приходите в десятый класс, и у вас снова все одно за другим...
Пробудить интерес к физкультуре можно, включив в программу больше информации о других видах спорта. Согласно ФГОС учитель вправе менять до 30% программы. Если такая возможность есть, почему бы ей не воспользоваться? Например, добавить занятия по регби или гандболу.
Я понимаю, что в государственных школах учителя часто боятся экспериментировать. Даже из-за незначительной травмы ученика они рискуют лишиться работы. Поэтому пробовать что-то новое — значит идти на риск. В этом плане частная школа дает учителю гораздо больше свободы и возможностей, но и в государственной при желании и любви к предмету учитель точно способен придумать что-то интересное.
Фото: Depositphotos