Опубликовано 13 декабря 2021, 03:00
9 мин.

«Наша задача — воспитать личность, а не помочь с ЕГЭ»: как работает уникальная государственная школа «Надежда Сибири»

Здесь хорошо и ученикам, и учителям!
Представьте себе лицей, который подготовил более 400 призеров и победителей региональных, российских и международных соревнований. Старшеклассники проходят практику в клиниках и лабораториях, а дети в средних классах могут выбирать из более 100 направлений внеурочной деятельности. Этот лицей сократил число уроков и даже учебных дней и вообще оценивает работу учителя не по часам. Вместо школьной формы можно носить мерч победителей всевозможных соревнований.
«Наша задача — воспитать личность, а не помочь с ЕГЭ»: как работает уникальная государственная школа «Надежда Сибири»

© пресс-служба Олимпиады НТО

Все это кажется приятной фантазией, просто потому что так не бывает — во всяком случае в школе, находящейся в системе заданных стандартов. Но такой лицей существует и процветает в Новосибирске, его директор Лариса Владимировна Потеряева сидит передо мной и расстраивается: «Мальчишка наш роды принимал, ребенок у него умер». Как это — мальчишка принимал роды? Как ребенок умер? Почему мальчик пишет об этом директору?! Это ученик медицинского класса, проходит практику, естественно, на симуляторах. Но расстроен по-настоящему. Почему не написать об этом директору? А где телефон директора взял? Так у директора чаты с учениками. Да, у директора. Да, без учителей.

И каждый может написать директору о чем угодно. И директор ответит.

Как у Сибири появилась надежда

Лицей «Надежда Сибири» открылся за два года до первой русской революции. За 118 лет ему довелось побывать и женской гимназией, и трудовой школой, работать в три смены в военные годы, принимая на обучение эвакуированных детей со всего союза. Лицей — маленькая копия всей истории страны, чутко и четко реагирующая на все, что в ней и с ней происходило.

Сейчас это центр подготовки к самым перспективным и престижным российским и международным соревнованиям. Такая стратегия возникла с приходом директора, увидевшего в олимпиадном движении больше возможностей, чем в сдаче ЕГЭ. Объяснить, почему нельзя тратить лучшие школьные годы только на подготовку к экзаменам, было сложно не только всевозможным ведомствам, но даже учителям и родителям. Но, кажется, Лариса Владимировна научилась убеждать гораздо раньше, чем заняла директорское кресло (в нем у многих просыпается этот дар) — еще 23-летней учительницей русского языка и литературы, которая внесла предложения по организации новой системы аттестации педагогов.

Критиковать, изменять, руководить придется еще очень долго. Наверное, самым большим изменением не только в школьной системе огромной Сибири, но и в восприятии образования детьми, родителями, учителями, чиновниками станет лицей, который возглавила Лариса Владимировна.

Аббревиатура «ЕГЭ» в нашем лицее под запретом

«Я говорю родителям первоклассников, что если они пришли сюда, чтобы сдать ЕГЭ, им стоит забрать документы, и не скрываю эту позицию. Наша задача — воспитать личность, а не сдать ЕГЭ. Наша задача не нагнетать страх перед экзаменом, не преувеличивать его значимость, показывать альтернативные пути поступления. Со страхом мы боремся на тренингах, которые проводим для тех, кто учится в 9 и 11 классах, а чтобы рассказать о других способах поступления в вуз, наша школа буквально с первых классов готовит детей к научным, практическим и командным олимпиадам.

Мы не просто уделяем много времени подготовке. Мы создали систему поощрения за победы. Например, победители в Национальной технологической олимпиаде — и в треке Junior, и в треке для 8−11 классов, к которой наш лицей готовит детей системно, — получают дополнительные дни к каникулам, для них пекут пироги с логотипом олимпиады, им аплодируют на праздничной линейке — и неважно, победили они или только прошли в финал. Старшеклассники становятся наставниками для младших, которые участвуют в треке для 5−7 классов (о, как четвероклассники завидуют пятиклассникам, что те могут участвовать, а они еще нет!), и получают за свою работу поощрение, в том числе и материальное. Мерч олимпиады, Worldskills — альтернатива школьной форме. Победил? Тебе дали мерч? Носи его вместо кофточки с галстучком. Дети надевают его с удовольствием, а те, у кого его нет, стремятся его получить. Мы создали в лицее моду на ум, активность и деятельность. ЕГЭ останется сдать на минимальные 75 баллов, которые, я уверена, может получить каждый, кто не сильно волнуется», — рассказывает Лариса Владимировна.

Меньше уроков, больше каникул и индивидуальности

Индивидуальный план — не роскошь, доступная отдельным детям, а совершенно обыденная для «Надежды Сибири» данность. Он есть у каждого ученика и состоит отнюдь не из графика уроков и дополнительных занятий. Да, с 9 класса подростки выбирают свое направление: медицинский, инженерный, социальный (управление и менеджмент — УМ), ПИ — прикладная информатика, педагогический (ОМ — образовательный менеджмент), социально-экономический классы. Они ходят на практику в клиники, вузы, лаборатории. В их планах обязательно есть время для олимпиад, проектных смен, хакатонов. Часть времени посвящена подготовке к ЕГЭ, но это именно часть, и далеко не самая большая.

Чтобы учителя не страдали в финансовом плане, их зарплата не находится в прямой зависимости от количества проведенных уроков.

Все дополнительные занятия, на которые идут мотивированные дети, создавая особенную атмосферу работы в среде самых заинтересованных, тоже учитываются. А чем меньше уроков, тем лучше и для школьников, и для преподавателей, считает руководство. Так появилась система каникул «пять недель учимся, шестую отдыхаем» (и резко сократилось число болеющих детей, в том числе на почве неврозов и усталости), дополнительные выходные для победителей олимпиад, а у старшеклассников осталось три−четыре (в зависимости от профиля) учебных дня в неделю — остальные дни отведены для практики в тех местах, где люди хотят идти учиться или работать.

Растить творцов, а не потребителей

Тем, кто сегодня сидит за партой, придется работать головой, — в лицее это поняли сразу. И это понимание быстро повлекло за собой действия. Мало разбираться в том, как работает то или иное приложение, понимать, где будет применен искусственный интеллект, каким должен быть пароль от карты. Все эти знания важны на уровне потребителя, но потребителей лицей не собирался растить никогда. Разработчики технологий, те, кто будет придумывать и создавать их, — вот кто нужен миру еще позавчера.

Находясь в такой логике подготовки детей к будущему, лицей избирательно относится ко всему, что может этому помешать или помочь. Нужно ли отправлять на олимпиады самых одаренных? Нет, потому что не самым одаренным тоже нужно будет как-то жить.

Нужно ли отправлять на олимпиады самых подготовленных? Нет, потому что иначе не самые подготовленные и не начнут готовиться.

Нужно отправлять детей туда, где выявление теоретических знаний — не первая задача, хотя таких олимпиад большинство. Нужно давать как можно больше практики и поощрять ее продолжение в школе.

Для того чтобы понять, стоит ли ребенку заниматься разработкой полезных технологических девайсов или ему ближе творчество и гуманитарные науки, начиная с 6 класса происходит распределение детей по разным направлениям. Это не жесткая система вида «В этом классе у нас учатся талантливые, в этом ребята послабее, ну а это класс коррекции». Система очень пластична. Ребенок может постоянно переходить из одного направления в другое, потому что в лицее считают, что именно этот период — среднее звено — время, когда важно определить интересы и склонности человека. К 9 классу с интересами определяется большинство, и остается целых три года на углубленное изучение того, что ты выбрал, и получение реальной практики в компаниях и вузах, сотрудничающих с лицеем. А для того чтобы еще в 6 классе выбор был точнее, для родителей учеников лицея работает психологический центр, где специальные тьюторы могут услышать не только оценку педагога, но и мнение родителей, их рассказ о тех составляющих жизни ребенка, которые могут оказаться вне поле зрения школы.

Артём Еноткин, отец лицеистки Аси Еноткиной, рассказывает: «Для меня очень важным и ценным в процессе обучения моей дочери в лицее является ощущение целостности. Целостности в ее разных проявлениях. Учебный процесс построен так, чтобы, с одной стороны, стимулировать учащегося на конкретные достижения, а с другой стороны — выбор различных направлений и точек приложения для реализации себя достаточно обширный.

Олимпиады, кружки, тематические вылазки (из недавнего — трехдневный математический лагерь), предметное погружение (факультативы по выбору), хакатоны, еженедельные дни, целиком посвященные проектной деятельности, лекции приглашенных специалистов из других учебных школьных заведений и вузов. Коллективные экскурсии в лаборатории и промышленные предприятия, походы в театры, музеи, совместные путешествия в другие города.

Вечерний семейный ужин с традиционным вопросом «Как прошел день?» из формальности превращается в действительно интересный рассказ вместо до боли знакомого многим по собственному детству отчета об оценках.

Очень важно, что само руководство лицея, задавая высокую планку обучения и качества образования, с самого начала настраивает учеников на развитие «вширь» и дает понимание, что ЕГЭ — это важный, но далеко не единственный вариант поступления.

Путей поступления в вузы несколько, и каждый ученик может и должен выбрать наиболее подходящий путь, в том числе для того, чтобы не забыть за всем этим о вкусе жизни и азарте познания».

В обычной школе мне казалось, что я тащу на себе весь мир, а в лицее учителей все поддерживают

Преподаватель Ксения Кириленко работает в лицее всего 3 года. За это время она подготовила 8 победителей и 84 финалиста соревнований всероссийского и международного уровня. Ксения пришла в лицей сразу после вуза, и, можно сказать, что больше из него не уходила. Она рассказывает, что в лицее создана особая система стимулирования не только детей, но и учителей, которая работает безотказно и рождает ежедневное желание работать: _«Круче премий, которые мы получаем за то, что дети вовлечены во всевозможные конкурсы и олимпиады, то, что лицей находит деньги на множество поездок в самые разные части страны.

Никакой урок не даст возможности так узнать ребенка, как путешествие на олимпиаду на поезде из Новосибирска в Барнаул.

Отношения с детьми становятся гораздо более открытыми, можно сказать, что мы друзья. А друзей не бросают. Ты понимаешь, что приложишь все силы, чтоб ученики были готовы, поедешь с ними куда угодно. Создаются условия, чтобы учителя постоянно осваивали новые компетенции, и речь не идет только о том, что ты сидишь и учишься за компьютером дома. Нет! «Езжайте и учитесь, мы все обеспечим». Как не расти с таким отношением?»_

Лицей «Надежда Сибири» вместе с работающими в нем учителями, тьюторами и руководством, хочется клонировать и воссоздать эту модель во всех 85 регионах России. Возможно, даже одного лицея на регион хватило бы для того, чтобы в стране появилась устойчивая система альтернативного образования на уровне государственной школы. Но пока такая возможность остается только на уровне научной фантастики, лицей взял шефство над несколькими сельскими школами и помогает им: консультации учителей, членов администрации, проведение семинаров и вебинаров по разработке образовательных программ школ и документов для участия в грантах и проектах, дистанционное обучение детей педагогами лицея, профильные школы на базе лицея для детей подшефных школ, помощь в участии в соревнованиях и конкурсах, психологическое сопровождение и многое другое.

Где люди, работающие в лицее, берут столько сил и энергии? Почему они не выгорают? Почему не страдают, а получают удовольствие от огромного количества работы? Наверное, потому, что их результаты не сводятся к одной точке в виде оценок за итоговые экзамены в конце десятилетки, а заметны постоянно и далеко за порогом школы.

Наверное, потому, что работу меряют не числом проведенным уроков, а количеством горящих глаз на дополнительных занятиях и соревнованиях.

«Надежда Сибири» — надежда не только для одного региона. Это надежда на то, что в любой школе можно создать удивительный мир, куда захочется приходить и возвращаться со щитом и в фирменном мерче, которым так легко заменить школьную форму и создать моду на ум. И ей точно захотят подражать…

Фото: пресс-служба Олимпиады НТО