Надо ли учить читать ребенка, если он еще не умеет разговаривать
© VOSTOCK
Среди родителей дошкольников давно закрепилось утверждение, что сначала ребенок должен начать говорить, а уже затем учиться читать. Действительно, так происходит во многих случаях, но далеко не у всех.
О том, как чтение помогает запустить процесс речи, «Летидор» попросил рассказать одного из авторов «Бэби-азбуки с играми и наклейками» Анну Олейникову.
Чтение — сложный механизм восприятия графических символов. В нем задействованы физиологические и мыслительные процессы.
Непосредственное участие в этом деле принимают органы зрения, речи, слуха и головной мозг. Если говорить по-научному, то текстовая информация поступает в мозг по трем каналам: зрительному, речеслуховому и речедвигательному (когда приводятся в движение органы, отвечающие за воспроизведение речи: язык, связки, диафрагма и др.).
Поэтому учить детей читать никогда не поздно и никогда не рано, особенно если речь идет о комплексном процессе, всесторонне развивающем мозг.
При этом всегда нужно помнить об основном правиле бережного развития детей:
«Всё хорошо в меру. И лучше — в игре!».
Логопедическое «За!»
В логопедии существует так называемый обходной путь развития речи детей, у которых есть задержка темпов речевого развития (те, кто примерно к четырем годам еще не говорит).
Методика связана со стимуляцией выхода в речь через чтение, через графический образ буквы.
Объясняем, как это работает.
Если у ребенка нарушена работа органов слуха или речи, то у него не получается воспринимать или различать звуки на слух или есть трудности с воспроизведением звуков. И как следствие — трудности с речью.
В этом случае специалисты учат ребенка задействовать другие отделы головного мозга, в частности, отвечающие за обработку визуальной информации.
Через зрительный канал человек получает более 80% всей информации.
Органы зрения, которые активизируются другими частями мозга, помогают через графический образ (букву) создать ассоциативную связь между образом и артикуляцией.
Так налаживается совместная работа разных органов (и отделов мозга). Они помогают друг другу запустить разные типы восприятия, а ребенку — через развитие навыка чтения начать говорить и лучше осваиваться в нашем прекрасном мире. Главный вывод — процесс чтения однозначно полезен не просто для того, чтобы уметь читать рукописи, которые не горят, но и потому, что одновременно происходит комплексное развитие человека. Любого возраста.
Пассивный словарный запас
Трудно себе представить, что осознанный родитель будет скрывать от ребенка, который еще не говорит, очевидные вещи. Как называется или выглядит тот или иной предмет, какие у него свойства, для чего он нужен и др.
Разговаривая с детьми, мы, даже сами того не желая, расширяем их словарный запас. И сейчас (надеемся!) уже не встретить ни одного «смельчака», который считает, что разговаривать с еще не говорящим ребенком бесполезно. Ведь пассивный запас слов никто не отменял.
Почему это важно при разговоре о чтении? Да потому, что запас слов, которым ребенок с удовольствием воспользуется при «выходе в речь», накапливается постепенно.
И нужно постараться рассказать маленькому человеку обо всем на свете максимально эмоционально, наглядно, образно и всесторонне.
Так, в известной всем методике Зайцева по обучению чтению знакомство с «предметом» происходит на всех уровнях восприятия: зрительно, на слух, тактильно (иногда и на вкус).
Ребенок, например, разглядывает волка на картинке, одновременно видит «словесный образ волка» — буквы/слово, а потом может из «звенящих кубиков» собрать свое слово В-О-Л-К.
Талантливый педагог вдобавок предложит погладить шерстку волку (на мягкой игрушке) и послушать, как он воет на луну. Вот так чтение органично дополняет все то же комплексное развитие и помогает ребенку познавать жизнь во всем ее многообразии.
Развитие образного мышления
Стоит ли говорить, что образное мышление у детей дошкольного возраста выступает за главного. Логопеды подтверждают, что в случаях, где нет места нарушениям, развитие происходит в первую очередь через ощупывания и образы, а не через символы и абстракцию.
Здесь, памятуя о важности гармоничного развития и активизации всех ресурсов мозга, стоит вспомнить о чтении. А именно о его первом этапе — знакомстве малышей с буквами, алфавитом. Причем не как с графическими символами, а как с образами.
Объясним. Уже долгие годы в занятиях с малышами принято как можно больше стимулировать двигательную активность. Чем больше заданий на развитие мелкой и крупной моторики — тем лучше.
Даже буквы ребята лепят, конструируют из разных составляющих, рисуют и изображают.
Благодаря такому подходу запоминается именно доступный по возрасту образ буквы, а не символ. Именно образ будет запечатлен в памяти, чтобы потом пригодиться при освоении чтения.
Здорово, что о буквах-образах позаботились сегодня и создатели развивающих пособий. Например, в Бэби-азбуке первое, что увидит ребенок, будет не скучным шрифтом написанная буква А, а ангел, играющий на арфе. Запоминающийся образ, не правда ли? При этом игры-задания для каждой буквы есть на разные уровни сложности. А наклейки, конечно, понравятся даже самым маленьким.
Занятия чтением с детьми, которые еще не говорят, дают комплексный подход и активизацию всех типов восприятия мира, развитие образного мышления и создание словарного фундамента для «выхода в речь». И как бонус — любовь к чтению с самого детства.
Фото: VOSTOCK, Visualrian.ru