Опубликовано 01 сентября 2016, 09:00

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

5 методик начальной школы, которые помогут ребенку раскрыть его индивидуальные способности.
Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

В какую школу отдать ребенка, чтобы подкрепить его познавательный интерес, развить творческие и умственные способности, а также сохранить психологический комфорт. «Летидор» рассказывает о 5 школах, которые практикуют альтернативные методики обучения в «началке».

Школа Димы Зицера «Апельсин»

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

Где находится – в Санкт-Петербурге, ул. Савушкина, 14-б.

Концепция

Школа «Апельсин» – один из проектов Института Неформального образования, который основал педагог Дима Зицер. Работа школы основана на принципе субъективного взаимодействия – на принятии факта, что все люди разные, и к каждому нужен свой подход.

Учеников в школе не делят по разным признакам – размеру, национальности, возрасту и другим.

Главное в педагогике неформального образования – личный интерес ученика, который появляется у него вследствие осознанного выбора: что именно и каким способом он будет изучать. Ученики и учителя сами строят образовательный процесс – выбирают помещение (в рамках учебного центра), где будет проходить урок, а также предметы, которыми им интересно заниматься. В каждом классе учится не больше 12 человек. Несколько раз в год учителя устраивают для родителей встречи, где обсуждают особенности работы с детьми.

В школу берут детей с 3 лет.

Как все устроено

В «Апельсине» изучают предметы, которые преподаются в общеобразовательных школах, но стараются развивать у ребят междисциплинарный интерес, который очень ценится в современной науке. Также с младших классов у детей есть флейта, английский и французский языки, физика, история, анатомия, логика, география, рисование, йога и др. А еще здесь есть предмет «библиотека», на котором дети могут устроиться в комфортной позе и слушать, читать, обсуждать книжки.

Учителя в «Апельсине» не ставят оценок, так как считают: мотивация должна исходить не из страха наказания, а из живого интереса узнать что-то новое.

Преподаватели и ученики учатся друг у друга, младшие не должны слушаться старших – здесь детям не навязывают никаких стереотипных социальные ролей, которые есть в обычных школах. Зато, попав в «Апельсин» вы столкнетесь с новой непривычной ролью «друга». Ее выполняют молодые ребята, которые приезжают в школу каждый день для того, чтобы просто общаться с детьми. Они не командуют, не следят за порядком, а просто помогают малышам осваиваться в пространстве, интересно и хорошо проводить время на переменках.

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

Где находится – Подмосковье, Красногорский район, СНТ «Рябинушка», 15 км от МКАД

Концепция

В основе школы – концепция школы-парка российского педагога Милослава Балабана. Здесь нет классов и уроков. Ученики разных возрастов (на данный момент 6-9 лет) занимаются вместе в открытых парк-студиях. Отсутствуют временные ограничения уроков.

Учитель не дает готовую информацию, а помогает находить и выбирать нужную в зависимости от потребностей ученика. Большое внимание уделяют психологическому комфорту учащихся.

Учебный процесс состоит из 2-х частей. В первой  половине у детей – проектная деятельность, работа, требующая погружения в процесс, во второй – занятия в творческих студиях и продолжительная прогулка (не менее двух часов). Некоторые занятия, например, окружающий мир также проходят на свежем воздухе.

Как все устроено

В школе есть студии: «Исследую, придумаю, делаю», «Учусь читать», «Учусь писать», «Хочу быть здоровым», «Учусь работать на компьютере», «Хочу порадовать… (маму, папу и др.)», керамика, творческая импровизация, керамика, музыка, шахматы, ТРИЗ. Задание на дом дают только в том случае, если сам ребёнок сам его просит.

Итоги учебы родители получают в виде портфолио. Желающие могут презентовать свои достижения публично в конце каждого полугодия. Детей не оценивают между собой, в школе сравнивают успехи конкретного ребенка с его предыдущими результатами.

Стратегия «Лесной школы» идеальна для инклюзивного образования: каждый работает в меру своих возможностей, помогает другим, принимает помощь и поддержку.

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

Где находится – Москва, ул. Балтийская, 9.

Концепция

В школе с семейными классами «Макарун» создана образовательная среда, в которой дети понимают, зачем они учатся, и делают это осознанно и с удовольствием.

Подход сочетает предметные наработки классической школьной программы и методологию современных талантливых педагогов, для которых любовь к детям – неотъемлемая часть профессии. Например, математику дети изучают по учебникам Е.В. Бунеева, Л.Г. Петерсон и дополняют находками А. Лобока, русский и чтение по методикам О.Соболевой с дополнением прекрасных методических наработок педагога и методиста Анатолия Сторожева.

Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный образовательный план. На всех уроках кроме учителя детей сопровождает тьютор, куратор индивидуальных программ учащихся.

Классы небольшие, в каждом – 15-20 человек.

Как все устроено

В школе преподают математику, русский язык, чтение, письмо, природоведение, английский язык, технологию, спортивное развитие, музыку. Урок длится 30-40 минут, его границы могут быть сдвинуты по решению педагога (возможно, совместно с детьми).

Школьников учат ставить цели (на неделю/месяц/семестр/год). Здесь стремятся к тому, чтобы к третьему классу ребенок мог справиться с этой задачей самостоятельно при небольшой поддержке тьютора.

Дети заняты большим количеством прикладной и проектной работы, которая направлена на практическое освоение пройденного материала. В качестве заданий на дом ученики получают небольшие упражнения на закрепление новых тем и творческие задания.

С детьми работают опытные учителя с высшим педагогическим образованием.

Любопытно, что с 3-го месяца обучения родители по желанию и предварительной договоренности могут присутствовать на уроках. Создатели школы придерживаются позиции «равный-равному», когда мама или папа могут стать полноценным участником учебного процесса. Родитель ходит на урок и также решает задачи, пишет диктанты, делится опытом или ассистирует педагогу, потому что он – это не странная, непонятная единица за пределами школы, а непосредственный ее участник.

Организатор школы Лола Шурыгина говорит, что для них дети не поддаются классификациям. Здесь готовы искать подходы к разным малышам: неуверенным, с гиперактивностью, со сложностями в самовыражении.

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

Где находится в Москве, на территории центра современного дизайна «Артплей», в помещении детской мастерской «Шапоклак».

Концепция

Школа создана педагогом с многолетним стажем, писателем и дизайнером Анной Бену. В основе – учебная программа, в которой все уроки объединяет тема мировой культуры. В математику, русский и другие предметы вплетены задания, содержание которых связано с традициями разных стран. Например, когда в школе изучают русскую народную культуру, на уроках математики дети считают не абстрактные палочки, яблоки, а бревна для строительства избы, кирпичи для строительства кремля и др.

Дважды год ученики школы совершают поездки за границу, где вместе с учителем делают непосредственное «погружение» в культуру новой страны.

Учителя в «Школе в движении» – университетские преподаватели. В каждом классе – не более 10 учеников.

Как все устроено

Кроме основных предметов, в школе есть предметы художественной и музыкальной школы: музыкальная литература, история искусств, живопись и композиция. Окружающий мир часто проходит в форме квестов-поездок в музеи и в парки. Также дети изучают этику, основы этикета, риторику и танцы.

Важно – на уроках дети двигаются, закрепляя новые знания движениями тела. Например, когда на русском учитель объясняет, что такое глагол, он предлагает детям показать разные глаголы, а также изобразить их в разных временах.

Живая музыка присутствует почти на всех занятиях, так как ритм помогает усваивать новую информацию.

В школе нет оценок. Домашние задания есть. И часто это создание своих проектов на заданную тему.

Праздничная афиша на День знаний!

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

Где находится – филиалы школы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Можно учиться дистанционно из любого населенного пункта страны.

Концепция

Школа создана в 1960 году доктором философии Дональдом Р. Ховард и доктором христианской литературы Эстер Ховард. В настоящее время программа школы адаптируется и внедряется в 140 странах мира.

В России преподавание ведется на двух языках, преимущественно – на английском. По окончании 11 класса дети получают российский аттестат государственного образца и американский диплом «Международной школы завтрашнего дня». Учебные материалы составлены таким образом, чтобы учитывать знания и умения каждого конкретного учащегося. В них много заданий, рассчитанных на самостоятельное выполнение, и даже самостоятельную проверку.

Большинство учеников школы – билингвы. В 1-й класс берут с 6 лет, при условии прохождения специального теста на психологическую готовность к обучению.

Еще одна отличительная особенность школы – ее небольшая христианская направленность. С учениками говорят о Библии, но делают это не в религиозном контексте. Здесь рассказывают о принципах и ценностях, заложенных в книге.

Как все устроено

Предметы не отличаются от тех, которые есть в государственных школах. Преподавание идет на английском, так что уровень знания языка учащегося должен быть достаточным, чтобы усваивать информацию. Тот, кто не умеет читать и писать по-английски, может пройти перед поступлением специальную языковую подготовку.

Основное средство обучения в школе – индивидуальные рабочие тетради (пейсы), которые включают тексты из разных учебников, тренировочные упражнения, проверочные задания, тесты, по которым преподаватель контролирует успеваемость школьников.

На каждом уроке кроме учителя присутствует монитор, который помогает вести занятие.

Детей учат ставить цели на каждый день по каждому из 5-ти предметов: математике, английскому языку, естествознанию, общественным наукам и терминологии. На основании результатов вступительного тестирования и темпов продвижения по программе в течение 1-го месяца занятий преподаватели помогают ученикам грамотно планировать учебную нагрузку. Тот, кто выполняет план заданий в школе, не получает на дом дополнительной работы.

В школе не сравнивают детей между собой, учителя настраивают каждого ребенка на достижение своего максимума. Здесь существует система поощрений – школьные деньги «мериты», которые дети получают за различные достижения в учебе и внеклассную работу (спектакли, кружки и др.). Эти деньги дети могут потратить на школьной ярмарке, которую устраивает администрация и родители несколько раз в год.