Опубликовано 15 октября 2017, 08:30

«На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи про Троцкого»: учителя – о рэп-баттлах в школе

Педагоги рассуждают о том, как практика рэп-баттлов помогает детям учиться лучше.
«На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи про Троцкого»: учителя – о рэп-баттлах в школе

Рубить словом, отбиваться метафорами, придумывать остроумные панчи — рэп-баттлы уже больше двух лет занимают умы подростков, а рэперы стали их кумирами. Родители узнали о существовании мира, которым живут их дети, совсем недавно благодаря поединку Oxxxymironʼa и Гнойного, который в августе этого года взорвал культурное пространство России. Узнали и забеспокоились, не опасно ли это увлечение.

Взрослые погуглили, и, конечно же, их опасения подтвердились. Из огромного количества информации о баттлах они вычленили две вещи. Первая — в основе баттлов лежит унижение оппонента, вторая — рэперы в своих стихах используют много мата.

Согласитесь, этого вполне достаточно, чтобы обвинить ребёнка в увлечении, которое приводит к деградации?

Однако взрослые упустили, что хороший рэпер должен обладать острым и живым умом, придумывать удачные рифмы, использовать отсылки к историческим и культурным событиям. Ведь всё это влияет на его «крутость», а каждый неудачный выпад в сторону противника может стоить ему карьеры.

Удивительно, но в ситуации, когда родители восприняли новое увлечение детей в штыки, ребят поддержали молодые учителя.

Не просто поддержали, но сделали баттл одной из форм работы на уроке и совместного досуга со школьниками.

Сегодня, накануне международного баттла между Oxxxymironʼом и Dizasterʼом, которого ждёт весь мир, «Летидор» разбирается, как неформальная практика входит в обычные школы и как с ее помощью учителя мотивируют детей.

«На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи про Троцкого»: учителя – о рэп-баттлах в школе

Рэп-баттлы как инструмент в руках учителя

Когда в городской культуре происходит значимое для детей событие, образование не может не откликнуться на него. Об этом на круглом столе МИА «Россия сегодня», посвященному рэп-баттлам, говорил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко:

«Когда в неформальной культуре появляются элементы, которые педагог может позаимствовать для достижения учебных целей, почему бы не воспользоваться этим? После известного баттла мы увидели, как учителя из группы «Методическая копилка» на Facebook анализируют, какие литературные произведения оппоненты использовали для аргументации.

Так что здесь мы видим необычную практику подбора источников, которая интересна формальному образованию».

Игорь Реморенко отметил, что для любого педагога крайне важно умение подбирать аргументы, опираясь на источники культуры.

Второе умение, которое, по мнению ректора МГПУ, учителя могли бы позаимствовать у рэперов, — способность держать внимание аудитории и быстро реагировать на изменения в ней.

Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова высказала на круглом столе мысль, что баттлы — форма мирного протеста , это возможность быть для школьника по-хорошему агрессивным, напористым, доказательным:

«Это новая форма самовыражения, которую нельзя не принимать во внимание. Были рыцарские турниры, кулачные бои. Это наша антропология, и от неё никуда не деться».

Основатель образовательного центра «LUDI» Илья Созонтов также считает, что в образовании есть место рэп-баттлам:

«Учителя могут баттлиться с учениками прямо на уроках. Рэп-баттл — одна из форм вовлечения ребёнка в тему. Я смотрел видео, где учителя проводили урок в формате рэпа. Вот это, с моей точки зрения, полный бред. Понятно, что учитель долго готовился, писал текст, потом репетировал, но, скорее всего, ученики сделали из этого только один вывод: «Прикольный учитель, сниму-ка его на видео».

_ Другое дело, когда мы говорим о баттлах как об одной из форм вовлечения учащихся на уроке. У меня был поединок с ученицей по теме НЭП. Я защищал НЭП, она ругала._

Когда девочка готовила рэп про НЭП, у неё были «смыслы», которые ей надо было упаковать в «форму» (придумать стихотворение – прим. ред.). Сделать это не так просто. Она потратила на это дело несколько часов и, разумеется, запомнила все смыслы.

Несколько лет назад в Англии прогремел баттл, в котором участвовали учитель и ученик.

Они соревновались по всем законам жанра: с матами, шутками про маму и прочим. Видео собрало на YouTube миллионы просмотров и было абсолютно нормально воспринято аудиторией, так как поведение участников соответствовало законам жанра. Не было ничего предосудительного в том, что учитель баттлился с учеником. Но и образовательного в этом ничего не было.

Поэтому важно понимать: если мы хотим учить детей, мы можем использовать некоторые формулы из баттлов. Если мы хотим просто посоревноваться, есть много площадок, где это можно сделать вполне свободно».

Молодые учителя действительно привнесли в свою работу неформальные практики и сделали это очень мудро. Они позаимствовали лишь некоторые элементы баттлов: оставили переход на личности, — но убрали грубости и баттлятся, сохраняя авторитет учителя.

О том, чего удаётся добиться с помощью новой формы работы, мы поговорили с педагогами, которые уже баттлились со своими учениками.

«На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи про Троцкого»: учителя – о рэп-баттлах в школе

Рэп-баттл как способ наладить контакт с учеником

Учитель биологии СОШ № 1 города Козельска Калужской области, участник проекта «Учитель для России» Ирма Деркач рассказывает о своём опыте проведения баттлов с учениками. Это тот случай, когда поединок происходит не на уроке и не преследует учебных целей, но помогает ученикам увидеть учителя с другой стороны.

Вот что рассказывает Ирма:

«Во-первых, мне очень важно узнавать ребят в том формате, который интересен им. Биология, которую я преподаю, не равнозначна для меня и для моих учеников. Для меня это дело жизни, для них — один из школьных предметов.

Так что мне кажется честным и правильным увидеть то, что для детей так же ценно, как для меня биология.

_Поэтому, когда они предложили мне побаттлиться, я согласилась. _

Во-вторых, когда дети баттлятся с учителем, это накладывает на жанр некоторые ограничения. Им приходится избегать матерных выражений, и это стимулирует их больше думать, подбирать слова.

В-третьих, мне самой нравится соревноваться таким образом. И я считаю, что, участвуя в баттле, я показываю, что учитель — живой человек.

Мои интересы могут совпадать с интересами детей, и мы можем отлично проводить время вместе».

«На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи про Троцкого»: учителя – о рэп-баттлах в школе

Рэп-баттл как способ сделать урок интересным

Ещё один учитель истории и обществознания Виктория Васильева рассказала нам о своём необычном опыте участия в баттлах со школьниками по теме урока. В нём воплотилось всё то, о чём говорили эксперты на круглом столе в МИА «Россия сегодня».

«В январе этого года мы с девятиклассниками приступили к изучению истории России ХХ века. Я испытала душевный подъем – столько возможностей для дискуссий, дебатов и круглых столов, в ходе которых ребята оттачивают свое красноречие, самостоятельно выискивая ответы на вопросы «почему?» и «как?».

_ Мы дошли до изучения политических партий начала ХХ века. Девятиклассники были поделены на группы по количеству партий и получили задание подготовить агитацию и пропаганду своих политических позиций. В каждой группе был выбран лидер, который выступал в виде реального или собирательного руководителя имевшейся в указанное время партии. Формат был определен максимально свободно. И тогда впервые на уроке во всеуслышание прозвучало слово «баттл»._

Я еще не знала, что разворошила осиное гнездо, но осторожно кивнула: в школе, как на войне, все средства хороши, если они способствуют достижению цели.

_ В назначенный день все были в предвкушении. Выступление нашего начинающего МС ждали на десерт, пока остальные (кто-то более воодушевленно, кто-то менее) с энтузиазмом представлял взгляды своей политической партии. «Раунд» мальчика превзошел все ожидания – и мои, и одноклассников. В качестве жертвы были выбраны большевики во главе с Лениным. Удачно подобранные рифмы, малоизвестные факты из биографии, ловко вплетенные в поэтическую канву, выдавали серьезный аналитический труд. Я искренне поблагодарила и похвалила девятиклассника за проделанную работу._

«А давай я с тобой забаттлюсь?» - прозвучало из моих уст на подъеме всеобщего восхищения, и, очевидно, не имело серьезной подоплеки.

Удивление в глазах мальчика сменил озорной огонек. Быстрый кивок доказал, что сделка состоялась, и, пока я в растерянности пыталась перекусить собственный длинный язык, мы уже обсуждали дату баттла.

«На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи про Троцкого»: учителя – о рэп-баттлах в школе

_ Слово – очень серьезный инструмент. Я не смогла отказаться от собственного вызова._

_ Не кривя душой признаюсь, что получила колоссальное удовольствие на всех этапах – от подготовки до выступления и послевкусия. _

Мы выбрали себе исторических персонажей – Деникин vs Троцкий, определили правила. Никакого мата, шуток ниже пояса, грубых выражений, «тыканья».

_ Главная цель – задеть слабые стороны противника, располосовав его метафизическое нутро историческими фактами._

_На тумбочке заняла свое место громоздкая стопка книг по истории Белой армии. Я решила быть ответственной и отнеслась со всей серьезностью, зная, что для ребят это очень важно. Событие если не года, то четверти – точно. Подготовка заняла пару недель. Строфы рождались в голове в очереди в супермаркете, в метро, на переменах, при взгляде на биографию Деникина (так никогда и не открытую). _ _Некоторый опыт в написании стихов у меня был, потому вышло скорее мягко, поэтично и исторично, чем хлестко, жестко, надрывно – как того требуют негласные правила баттла. В день Х у меня дрожали руки так, как не дрожали на защите диплома. Текст выветрился из головы, оставив перекати-поле, – пришлось читать с заметок в телефоне, чтобы не растерять уверенность и сохранить нужный темп. _

Баттл я выиграла, но не «всухую» - 2:1.

Мой текст полюбился ребятам за слог и средства художественной выразительности – все-таки чувство прекрасного у них развито хорошо, и общая начитанность вкупе с историческими знаниями выражалась в одобрительном гуле на мои исторические и литературные отсылки. На стороне ученика была «баттловая» подача и напористость. Я с удовольствием наблюдала за тем, как ловко он обращается со словом, пусть не всегда удачно, но с уверенностью маститого МС. После баттла мы уважительно пожали руки. Эксперимент прошел удачно.

За всем этим стоит огромный пласт педагогической дидактики – про роль игры, спектакля и импровизации написаны сотни трактатов. Для остальных наблюдателей это стало возможностью в игровой форме узнать подробности из жизней великих исторических фигур.

На уроках шепотом цитировались наиболее удачные панчи – значит, текст, а с ним и исторические факты въелись в подкорку.

Одноклассники помогали выступающему вычитывать текст, выбирали наиболее удачные строфы, критиковали – никто не остался равнодушным и незадействованным. Я не шла на поводу у детей, а сделала так, чтобы нам всем было полезно и интересно. Ведь мы учимся для жизни – в информационном обществе, где слова и слоганы продаются за слитки золота.

С учеником я баттлить больше не готова – это нечестно при столь разном культурном бэкграунде. Однако я готова вдохновить детей на поиски новых форм самовыражения, игру со словами».

Вместо заключения

Открытость молодых и опытных учителей новым практикам в образовании не может не радовать. Это значит только одно: школа готова меняться, идти в ногу со временем. Если сейчас в неё пришли рэп-баттлы — это не говорит о том, что теперь все педагоги с утра до вечера будут баттлиться с учениками. Нет. Это одна из форм вовлечения детей в учёбу и возможность сделать их школьные будни чуточку интереснее.

Фото: versusbattleru