Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Подарить своему ребенку немного счастья, красоты, привить хороший музыкальный вкус, тонкое чувство прекрасного – все это вполне по силам каждому взрослому. И один рецепт для этого уже есть – просто впустите настоящую музыку в жизнь вашей семьи.
Обсудить 
Поделиться
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Задумавшись над идеей познакомить своего ребенка с классической музыкой, я поняла, что мне не хватает теории. Чтобы разобраться и найти ответы на свои вопросы, я побеседовала с музыкальными педагогами, работающими с детьми самого раннего возраста, прослушала серию вебинаров и интервью, посвященных обучению детей музыке, изучила мнения экспертов. На некоторые вопросы ответы подсказывала интуиция, но подкрепить свою уверенность мнением знатоков никогда не будет лишним.

Зачем обучать ребенка музыке?

«Музыкальное образование не есть воспитание музыканта, музыкальное образование – это есть воспитание человека». Такую формулу раскрывает нам яркий музыкант и педагог современности Михаил Казиник. В своем коротком видеообращении он рассказывает о том, зачем учить детей музыке. И его трехминутная вдохновляющая речь не оставляет ни единого шанса лишить своего ребенка возможности познакомиться с удивительным миром, наполненным звуками классических музыкальных произведений.
 
Есть, по крайней мере, шесть причин, по которым следует обучать ребенка музыке:
1. Музыка воздействует на нас на психофизическом уровне, может оказывать влияние на наше здоровье, на наше настроение, рождает чувство гармонии в душе;
2. Музыка влияет на развитие и осознание эмоций, стимулирует процессы восприятия;
3. Музыка развивает внимание и активизирует все виды памяти (ребенок играет правой и левой рукой, играет в верхнем и нижнем регистре, играет по нотам);
4. Музыка улучшает аналитические и математические способности;
5. Музыка развивает все виды слуха;
6. Музыка стимулирует творческое мышление.

Итак, мы выяснили, что музыкальное развитие обладает целым рядом полезных свойств. Но тут у родителя, решившего привести ребенка в мир музыки, возникает следующий вопрос:

Дмитрий Кобалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – это имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время и в разных точках земного шара. И каждый из них внес огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировал ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией только «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.

«Каждый ребенок музыкален!» – утверждал немецкий композитор и создатель программы музыкального обучения для детей Карл Орф. Благодаря его программе даже «необучаемым» детям удавалось исполнять разные части специальных музыкальных произведений с относительной легкостью.
«Немузыкальные взрослые – это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита», – утверждал венгерский композитор Золтан Кодай, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом. С его легкой руки уроки музыки в обычной общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

Теорию раннего обучения музыке подхватили и создатели известных педагогических систем – Мария Монтессори, Рудольф Штайнер (Вальдорфская педагогика), Борис и Елена Никитины – в их образовательные программы включено множество упражнений для слушания, музицирования, движения, пения и создания музыки. Системы разные, а мысль о том, что музыкальное образование доступно каждому, признана всеми. Теперь, когда уже не остается ни единого сомнения в том, что музыкальное воспитание не может остаться на периферии, возникает следующий закономерный вопрос:

Традиционно в музыкальную школу приводят детей не раньше четырех лет, а то и многим позже (в зависимости от инструмента). Учитывается тот фактор, что ребенок еще не может надолго концентрировать свое внимание, ему физически трудно держать инструмент, моторика не достаточно развита. Поэтому развитие музыкальных способностей ребенка – слуха, голоса, чувства ритма – начинается только ближе к пяти годам. При этом, современные нейропсихологи утверждают следующее – формирование слуха у эмбриона начинается в 4,5 месяца. Ребенок, находясь в утробе, слышит, чувствует звуки, мамин голос и музыку. Вот почему пренатальные психологи рекомендуют разговаривать с еще не родившимся малышом, петь ему колыбельные, включать мелодичную музыку для него.

После рождения слух начинает развиваться интенсивно, пик развития приходится на период от 2,5 до 3,5 лет.  В это время мозг ребенка словно губка впитывает колоссальные объемы информации, сенсорно познает мир. Если мозг имеет достаточно пищи для познания – восприятие утончается, становится более совершенным. Поэтому ребенку необходимы эталоны цвета, формы, звука, которые он сможет усвоить с необычайной легкостью и на этом материале построит свою картину мира.

В этот период ребенок должен слышать чистое, правильное звучание музыки, не обязательно классической, но и ее в том числе. Таким образом, развиваясь в правильно сформированной музыкальной среде, к 5 годам ребенок может развить абсолютный музыкальный слух. Как раз к тому времени, когда он может быть принят в обычную музыкальную школу.

Современные педагоги уверены – начинать музыкальное воспитание следует как можно раньше. Уже на третьем месяце после рождения вы можете включать ребенку записи инструментальной музыки (2-3 минут вполне достаточно), играть для него на музыкальном инструменте, если владеете, посещать непродолжительные концерты, которые сейчас устраивают для малышей. Но главное – заниматься музыкой можно и нужно с ребенком дома.

Да. Это может показаться странным, особенно тем родителям, которые сами не имеют музыкального образования. Но именно родители способны передать детям любовь и уважение к музыке, а музыкальное воспитание начинается прежде всего в семье. Все без исключения педагоги-новаторы, о которых я рассказывала выше, предавали огромное значение семейному образованию. Ведь именно в семье зарождаются традиции, воспитывается любовь и уважение к прекрасному, развивается вкус.

Игра на рояле ребенок.jpg

Игра на рояле ребенок.jpg

В одном из интервью на вопрос родителя «как привить ребенку любовь к музыке?» Михаил Казиник отвечает: «Просто сядьте вечером вместе с ребенком на диван, обнимите его, приглушите свет и включите минут на десять произведение Моцарта. Каждый день по десять минут и больше ничего не нужно».
Начав изучать вопрос о музыкальном воспитании дошкольников, я открыла, что существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того чтобы, познакомить ребенка с миром музыки. И для этого вовсе не нужно быть великим музыкантом и педагогом, таким как японский скрипач Шиничи Сузуки. К тому же он сам утверждает, что главное в приобщении ребенка к музыке – это вызвать интерес, и ему это удавалось, ведь заниматься скрипкой к нему приходили трехлетние дети. Вот как описывает педагогический метод Сузуки автор одной из самых популярных книг о воспитании детей «После трех уже поздно» Исару Имбука:

«…вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – шесть месяцев».

Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод».

Чтобы вызвать интерес – нужны условия. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке, если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них. Родители на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней:

• Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, вы можете начать осваивать его прямо сейчас, на глазах своего ребенка;
• Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) – совершенствуйте свой музыкальный вкус;
• Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;
• Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;
• И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.

Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше, душевнее, честнее, а главное, счастливее.