Опубликовано 10 марта 2015, 15:00

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Дошкольники имеют различные особенности развития. Очень часто эти особенности становятся проблемой для родителей, так как мешают детям успешно усваивать школьную программу.
Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Когда 1 сентября ребёнок приходит в школу, для него начинается совершенно новая жизнь, полная знаний, обязанностей и непривычных вещей. Задача родителей – помочь малышу заранее подготовиться к школьному режиму и создать речевую базу для овладения новыми навыками. На что стоит обратить внимание и как помочь справиться с возникающими сложностями – рассказывает учитель-логопед высшей квалификационной категории – Дунаева Ирина Георгиевна.

Особенности речевого развития дошкольников

  1. Правильное произношение всех звуков русского языка
  2. Умение различать на слух звуки речи, например, глухие-звонкие согласные, свистящие-шипящие звуки и т.д 
  3. Умение правильно согласовывать различные части речи русского языка, например, числительные и существительные: пять цыплят, (а не цыпленков), семь яблок (но не яблоков) 
  4. Умение составлять предложения или связный рассказ на заданную тему, используя в речи сложные предложения  

   
Если у ребенка отмечаются нарушения по всем четырем параметрам, в этом случае говорят об общем недоразвитии речи. Впоследствии оно может привести к стойким грамматическим ошибкам на письме и даже к неспособности овладеть навыками письма. Конечно же, прежде всего надо исправлять нарушение произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков. Ребенок должен уметь соотносить звук, произношение которого было нарушено с соответствующей буквой. С такими нарушениями работает только логопед. Надеяться на то, что ребенок сам научиться правильно говорить можно только до 4 лет. А после этого необходимы регулярные занятия со специалистом.

Есть вопросы?  Задайте их на нашем Форуме 

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Недостаточное развитие устной речи часто возникает у детей, которые поздно заговорили (после 3 лет). Научно доказано, чтобы у ребенка развивалась речь, необходимо давать ему возможность слушать грамотную речь взрослых и, конечно же, говорить, высказывая свое мнение. Речь взрослых для ребенка - идеальный образец, которому он подражает. Обычно, дошкольникам нравится работать по картинкам. Этот интерес стоит использовать в работе над развитием речевых навыков. Самое простое – задавать ребёнку вопросы об иллюстрации.

Какие вопросы следует задавать, рассматривая картинку: 

  1. Что ты видишь на картинке? 
  2. Какой рассказ по этой картинке можно составить? 
  3. Чем развеселила, огорчила или удивила картинка?
  4. Чем бы ты закончил рассказ?
  5. Чтобы ты еще дорисовал на этой картинке?
  6. Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи». «Ты начни рассказ, а я продолжу». «Оцени мой рассказ».

При этом, родителям нужно уметь не только задавать вопросы ребенку, но и отвечать на вопросы детей. Дело в том, что умение формулировать вопросы ребёнком также является одним из способов формирования грамотной речи. А потому родителям нужно взять за правило не только с уважением относиться к вопросам малыша и давать на них ответы, но и поощрять самостоятельную мыслительную деятельность. Например, таким простым способом, как ответным вопросом «А как ты думаешь?».

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, гуманность, тактичность к окружающим людям. Ответы взрослых должны не только обогатить речь дошкольника новыми речевыми оборотами, но и побудить к новым размышлениям. Если ответы на вопросы ребенка недоступны пониманию малыша, не бойтесь сказать: «Пока ты мал и не можешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на этот вопрос». 

Есть вопросы? Задайте их на нашем Форуме

Читайте также:
Работа логопеда: какие дефекты можно исправить в начальной школе

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Не все дошкольники могут легко запомнить написание печатных букв и цифр. Это очень распространенное явление. Нередко родители воспринимают это как проблему. А дело всего лишь в том, что ребенка рано начали обучать написанию печатных букв. И возникает сложность, при которой дошкольник воспринимает букву не как символ, обозначающий звук, а как рисунок. Скажем, ему все равно в какую сторону повернута буква С, Э, Я или Е и цифры 3, 6 или 9. Раннее обучение письму ложится на незрелую мелкую моторику, а это приводит к повышенной утомляемости руки, спазмам мышц. В результате формируется не только плохой почерк, но и в процессе обучения в школе ребенок не будет успевать за общим темпом письма в классе. 
Учитывая это, родители могут направить свои усилия не на обучение письму, а на развитие мелкой моторики:

– фиксировать правильное положение руки при удержании ложки, так как захват ложки и карандаша одинаковое 

– учить управляться с пуговицами и шнурками 

– штриховать и раскрашивать рисунки, обводить их по контуру 
– лепить 

– учить конструировать из бумаги (оригами) 

Выполнение этих заданий будет способствовать развитию руки, и в дальнейшем тетради первоклассников порадуют и вас, и самого ученика. 

Есть вопросы? Задайте их на нашем Форуме

Читайте также:

Готовим ребёнка к школе: взгляд логопеда

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Еще одна из особенностей многих дошкольников, которая очень беспокоит родителей – неусидчивость. Несмотря на то, что дети разные , в возрасте 6 – 7 лет ребенок должен выдерживать учебную нагрузку в течение 30 минут. Не всегда на уроке ему приходится делать то, что он хочет, чаще – что надо, и к пониманию этого ребёнка надо приучать до школы. Это «обучение» не требует от родителей особых знаний. Следует прививать навыки через повседневные дела. Например, пусть ребенок через «не хочу» убирает игрушки. Определите круг обязанностей малыша: чистить зубы, складывать одежду, ухаживать за хомячком. Если «не хочу» слишком громкое, постарайтесь объяснить ребенку, почему "нужно".

Есть вопросы? Задайте их на нашем Форуме

Читайте также:

Готовимся к школе: 8 советов логопеда

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Часто родителей волнует проблема нежелания шестилетнего малыша читать самостоятельно. Не хочет читать сам, хотя и умеет. Большинство детей, поступающих в школу, умеют читать, в основном, по слогам. Не преувеличивайте возможности ребенка. Читая по слогам, он может прочитать только «Репку», а ему хочется услышать истории про Незнайку и про Дениску, и про Карлсона. Без помощи родителей здесь не обойтись.

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок научился читать до школы, то в школе на уроках ему будет скучно. Но ведь на уроке дети будут знакомиться с другими понятиями о звуке, букве, слове. Более того, умеющие читать ребята могут прочесть задание в учебниках, т.е. чтение станет способом обучения. Для развития интереса к чтению родителям надо подбирать художественные произведения, соответствующие возрасту. Шести-семилетнему ребенку не предлагайте прочесть «Гарри Поттера» или «Властелина Колец».

Все малыши любят, когда им читают, но, к сожалению, не у всех родителей хватает на это времени. Тогда как ученые доказали, что больше всего пользы приносят детям чтение сказок. Именно благодаря им развивается не только речь, но и воображение, включаются эмоции. Начинайте знакомство с художественной литературой со сказок. Кстати, психологи доказали, что читать ребенку вслух нужно до 15 лет. А общая тема для обсуждения обязательно найдется.

Есть вопросы? Задайте их на нашем Форуме

Читайте также:

Как привить ребёнку любовь к чтению

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

– в шесть лет малыш ни разу не попросил научить его читать или рассказать про буквы;

– ребенок не в состоянии заниматься одним делом в течении 10-15 минут (рисовать, лепить, собирать пазлы); 

– не может вести разговор даже на самые простые темы, на вопросы отвечает одним словом; 

– у ребенка есть нарушение произношения;

– на занятиях в детском саду или в детском центре не воспринимает инструкцию, данную всей группе, считает, что это к нему не относится

Если вы заметили такие проявления у своего малыша, обязательно обращайтесь к логопеду, психологу, нейропсихологу, педагогу дошкольного образования. Не пытайтесь справиться сами с этими, пока еще небольшими проблемами, путем увеличения объема заданий, или длительности занятий. Такой подход не только не поможет ребёнку, но и вызовет вполне законный негатив, который будет гораздо сложнее корректировать.

Есть вопросы? Задайте их на нашем Форуме