Мифы и факты о детском мозге
Мифы и факты о детском мозге
Никогда наш мозг не работает так напряженно, как в первые годы жизни. Исследованияв области нейропсихологии показали, что мозг малыша, который учится держать ложку, занят не только не меньше, но даже больше, чем мозг человека, работающего над докторской диссертацией. Все действия, которые мы совершаем в течение жизни миллионы раз не задумываясь, когда-то были совершены впервые и этот первый раз был результатом огромных усилий нашего мозга.
Абсолютно все, что умеет человек – ходить, сидеть, есть, смеяться, говорить, он умеет только благодаря развитию его мозга в детстве. Человеческий мозг не способен развиваться самостоятельно, вне контакта с окружающей средой. В жизни малыша нет каникул и перерывов от учебы. Маленькие дети находятся в постоянном процессе обучения, они как губки впитывают в себя все, что их окружает. Все без исключения впечатления, которые получает ребенок в первые годы жизни, влияют на развитие его мозговой деятельности. Иногда, когда мы смотрим на то, как мать качает на руках младенца и с любовью смотрит в его глаза, или отец нежно разговаривает с малышом, уютно устроившимся у него на коленях, нам кажется, что ничего особенного для обучения ребенка в этот момент не происходит, он просто отдыхает. На самом деле эти обычные бытовые ситуации, ежедневные моменты любви между ребенком и его семьей – важнейшее «учебное пособие», которое очень сильно влияет на развитие мозга малыша. Причем сегодня это подтверждают не только психологические исследования, но и научные опыты нейробиологов, изучающих «физику процесса», то есть работу мозга на клеточном уровне.
Все решают гены?
«Это от природы» – часто мы используем эту фразу для объяснения любых способностей, качеств и даже недостатков человека. Мол, основные данные заложены в нас изначально и изменить тут особенно ничего нельзя. Но не стоит путать генетику с теорией о предопределении. Далеко не все в развитии человека определяется генами.
Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, питание, контакт с родителями, ежедневный опыт, физическая активность и любовь. Последний пункт может показаться достаточно умозрительным. Однако, влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности, уже давно научно доказано.
«Несмотря на то, что гены играют огромную роль в процессе развития ребенка, мы также знаем, что опыт влияет на формирование нейронных связей головного мозга. У каждого из нас около ста миллиардов нейронов, и каждая их этих клеток образует в среднем около десяти тысяч синаптических связей с другими нейронами, так что в результате в нашем головном мозге возникают триллионы нейронных связей. Они формируются генами и опытом человека. Природа нуждается в природе», –говорит доктор Дэниэл Сигел (Daniel Seigel), автор многих исследований в области детской нейропсихологии.
По другим исследованиям человеческий мозг несколько более скромных размеров и содержит всего около 86 миллиардов нейронов. И хотя разница в 14 миллиардов мозговых клеток довольно значительная. Для сравнения 14 млрд нейронов – размер мозга бабуина. Тем не менее, если говорить о развитии ребенка, то дело скорее даже не в количестве нейронов, у здоровых людей оно примерно одинаковое. Очень важную роль играют связи, которые формируются между этими клетками.
Проще говоря, мы рождаемся с десятками миллиардов клеток головного мозга, но первоначально связи между ними минимальны. А ведь именно синаптические связи определяют то, как работает наш мозг. Их называют чудом человеческого тела. Ученые сравнивают мозг ребенка с домом, который уже построен, и оснащен различными приборами, но они еще не подключены и не связаны между собой. Чтобы приборы заработали их нужно правильно подключить, создать сеть, которая обеспечит их работу.
Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.