Опубликовано 04 марта 2013, 12:05

Мария Костюченко: "Самый эффективный способ познания мира с ребенком – игра"

Практические игровые занятия по географии, истории, конструированию, развитию речи - основа блога earlystudy.ru, который ведет Мария Костюченко вместе с дочкой Дашей. В интервью "Летидору" Мария рассказала, как возник этот проект, а также показала  примеры  создания  развивающих игр.
Мария Костюченко: "Самый эффективный способ познания мира с ребенком – игра"

Мария Костюченко: "Самый эффективный способ познания мира с ребенком – игра"

Практические игровые занятия по географии, истории, конструированию, развитию речи - основа блога earlystudy.ru, который ведет Мария Костюченко вместе с дочкой Дашей.  В интервью "Летидору" Мария рассказала, как возник этот проект, а также показала  примеры  создания  развивающих игр. 

– Блог «Учимся играя» существует с ноября 2010 года. Я его создавала, чтобы помочь мамам в играх и занятиях с их детками. Когда я начинала сама учиться организовать досуг своего ребенка, мне пришлось перечитать огромное количество литературы и просмотреть множество ресурсов в интернете, чтобы составить список игр. Я общалась с такими же мамами, как и я, и мы вместе учились преподносить информацию ребенку в игровой и познавательной форме.

Блог помог мне систематизировать свой опыт и свои знания, познакомил меня с потрясающими мамами, которые стали моими друзьями. Позже я стала автором книг «Моя Россия» и «География для самых маленьких» –  это практические советы и готовые решения для игр мамы и ребенка. В книгах собраны те игры и занятия, которые понравились нам с Дашей.

Заниматься с дочкой я начала с рождения по методике Глена Домана, я была уверена, что это раннее развитие. Но чем больше мы играли, чем старше она становилась, я поняла, что это СВОЕВРЕМЕННОЕ развитие моего ребенка. Дашке интересно абсолютно все, у нее пытливый ум, и она готова познавать этот мир каждую секунду. Я просто стараюсь помогать ей, поддерживать и удовлетворять ее интерес. Для этого мне самой приходится много читать, узнавать, придумывать, делать, но мы обе получаем от этого процесса огромное удовольствие.

По образованию я менеджер организации в инновационной сфере (я закончила Государственный Университет Управления), мне с детства нравилось рукоделие. Когда я училась во втором классе, к нам в школу пришла очень милая и интересная женщина и сказала, что приглашает всех желающих к себе в кружок «Мягкая игрушка». Мне стало интересно, и я пришла к ней. С тех пор я постоянно что-то шью, рисую, клею и получаю от этого необыкновенное удовольствие, а с рождением Даши все рукоделие приобрело новый смысл и особую цель.

Если началось наше «обучение» с методики Домана, то сейчас я смело могу сказать, что у нас есть с Дашей своя уникальная методика, которая создана только для нас. Потому что все, что я делаю, сделано для нее с учетом ее интересов, ее возможностей и потребностей. Мы не просто учимся, мы играем. Я создаю для нее комплексные тематические игры и занятия, которые охватывают все области изучаемых  нами дисциплин и навыков. Практика показала, что это самый эффективный способ обучения.

Я когда была еще беременной, прочитала книгу Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», и я поверила! Я поняла, что хочу, чтобы наша с дочкой жизнь была именно такой: насыщенной, увлекательной и познавательной. У меня нет цели вырастить вундеркинда, мне хочется, чтобы она любила учиться, знала, откуда почерпнуть информацию и как ей воспользоваться. Я мечтаю, чтобы она также любила книги, как и я, чтобы она не просто зазубривала информацию, как это требовалось от меня в школе, а понимала ее.

Осенью был очень показательный для меня случай. Мы с Дашей ездили в музей на детское мероприятие про древних людей каменного века. Одной из игр было определение функции показываемого предмета. Например, им показывают камень заостренной формы, а дети должны предположить, для чего он был нужен древним людям. Все начинают выкрикивать, предполагать, а Даша сидит и просто смотрит по сторонам (мы были в зале, посвященному каменному веку, и все вокруг было по теме), я слежу за ее взглядом. Тут вижу, она останавливает его на картине с изображением древнего сообщества. Смотрит и выдает правильный ответ. Она нашла такой камень на картинке, определила, что делают им древние женщины и озвучила. Это намного важнее, на мой взгляд, чем просто заучить эту информацию. Она научилась анализировать – это здорово!

Играем с самодельной книгой.JPG

Играем с самодельной книгой.JPG

Играем в динозавров

Для себя я давно поняла, что самый эффективный способ познания мира с ребенком – игра. И чем увлекательнее она и разнообразнее, тем больше запомнит и усвоит ребенок. Не так давно моя дочка, которой только что исполнилось 4 годика, попросила меня поиграть с ней в динозавров. Я долго думала, как раскрыть эту тему для нее, чтобы она ее поняла.

Для начала составила себе план, какие навыки и какие знания в рамках этих занятий я хотела бы закрепить. Мне очень хотелось бы, чтобы Даша поняла, когда жили динозавры, что было всего 3 периода, когда на планете царствовали огромные существа. Мне хотелось донести до нее, как люди узнали о динозаврах и уделить внимание каждому периоду и основным видам динозаврам.
Что касается навыков, то я хотела задействовать полный набор: математика, чтение, логика, творчество, «театрализация», цветовосприятие, конструирование, моторика.

Составляем план игры:

  1. Находим «кости динозавра»

После того, как все занятия были продуманы, мы начали играть. Даша научилась искать «кости динозавра» и составлять из них скелет.

раскопки тираннозавра.jpg

раскопки тираннозавра.jpg

  1. Мы создали собственные окаменелости и учились определять по ним вид динозавров.

 

создаем окаменелости динозавров.jpg

создаем окаменелости динозавров.jpg

  1. Разобравшись, как люди узнали о динозаврах, мы стали размышлять вместе, какие они были и когда жили. Для этого мы изготовили ленту времени  и карточки с изображением динозавров и информацией о них. Далее каждый день было много игр. Например, мы подбирали карточки с цветами, определяя окраску динозавров, мы выкладывали силуэты динозавров с помощью камушек по заданным цифрам, мы собирали слова с названиями динозавров и перевоплощались в них. 
лента времени.jpg

лента времени.jpg

  1. Я создала сенсорную коробку, где главными персонажами опять же выступали дизнозавры:
Сенсорная коробка +театрализация.jpg

Сенсорная коробка +театрализация.jpg

  1. А еще на волне интереса к теме мы создали из бумаги и шнура маленькую фигурку динозавра.
поделка Диплодок.jpg

поделка Диплодок.jpg