Опубликовано 08 апреля 2013, 14:22

Ксения Несютина: "Я с детства любила математику"

Автор блога ideas4parents.ru Ксения Несютина рассказала "Летидору", как она передает детям свой интерес к точным наукам, и предложила подборку игр для развития измерительных навыков у детей.
Ксения Несютина: "Я с детства любила математику"

Ксения Несютина: "Я с детства любила математику"

Автор блога ideas4parents.ru Ксения Несютина по профессии инженер. Возможно, поэтому ее ресурс детально структурирован по рубрикам - «Воспитание», «Творчество», «Лего» - и  в нём большое внимание уделено математике. В интервью «Летидору» Ксения рассказала, откуда такой интерес к точным наукам, и как ей удается совмещать работу, материнство и ведение блога.  А также_ предложила нашим читателям подборку игр для развития измерительных навыков у детей._

  • Я с детства любила математику, логические игры, алгоритмические задачки и вопросы на смекалку. И образование получила техническое – инженер-программист. Я закончила Московский институт электронной техники. Еще со второго курса начала работать разработчиком программного обеспечения и по сей день продолжаю. А увлечение математикой осталось – только теперь уже в играх с детьми.

А вообще у нас все увлечения семейные: путешествия, конструкторы Lego, оригами, велосипед и ролики. Моя семья – любимый муж и два сына. Младшему – Марку – в мае будет 2 года, а старшему – Глебу – в июле – 5 лет.

Помню, когда узнала о том, что у нас будет второй ребенок, очень хотелось девочку. Мы к тому времени устали каждый день на ночь, вместо сказок, читать энциклопедии – любимые книги старшего сына. И надеялись, что с появлением девочки в нашем мире – поездов, троллейбусов и трамваев, наконец, появится другая жизнь с лошадками, принцессами и щенками. (Собственно, мы надеемся, что когда-нибудь наши мечты сбудутся.) А пока мы радуемся, что издательства не скучают и в книжном магазине появляются новые книги про транспорт, технику и разные механизмы. Правда сейчас уже Глеб читает или скорее рассказывает по картинкам для Марка о всех премудростях современной инженерии.

Но, несмотря на то, что у детей много общих интересов, они все равно совершенно разные. Марк более дружелюбный, общительный, улыбчивый, очень любит музыку и вообще чувствителен к звукам. Глеб же серьезен, вдумчив, очень привязан к родителям и вообще предпочитает общение со взрослыми общению с детьми. А еще, как мне кажется, он – выраженный интроверт. Сейчас главные увлечения и Глеба, и Марка – рисование и строительство из Lego. Оба эти занятия объединены общей темой – транспорт. А еще я очень рада, что дети любят двигаться – много прыгают, лазают, плавают, катаются на велосипеде и роликах.

Мой блог появился в декабре 2011 года, то есть сейчас ему чуть больше года. Идея его создания возникла, когда я почувствовала, что если подруги или просто мамы около песочницы о чем-то меня спрашивали или рассказывали о наболевшем, я могла выдать часовую лекцию почти по любому вопросу, связанному с жизнью ребенка: играм, воспитанию, активному отдыху. А еще, прочитав интересную книгу и найдя интересное место в Москве для взрослых и детей, мне приходилось рассказывать об этом многим родителям, постоянно повторяясь. Тогда-то я и поняла, что можно просто создать свое место в интернете и давать людям ссылку на нужную информацию. Сейчас, когда я чувствую неудержимое желание кому-то что-то рассказать, я останавливаю себя и просто дома пишу статью.

Меня часто спрашивают, как мне удается совмещать работу, быт, материнство и ведение блога. Расскажу по порядку о своем расписании: я встаю в 6 утра и еду к 8 часам на работу в офис. В это время супруг Антон и ребята дома. Они встают около 8 часов – завтракают, делают зарядку, играют. Потом Антон одевает детей, если погода на улице хорошая и они здоровы и бодры, и «передает» их няне, которая гуляет с ними. Мой рабочий день длится 4 часа – с 8 до 12.00. Так что я как раз прихожу к обеду. А дальше у нас впереди почти весь день, мы успеваем и поиграть, и почитать, и приготовить ужин, иногда ездим на прогулку в Измайловский парк.

Чтобы успеть позаниматься всеми «интересными» делами, я каждый день пишу небольшой список – все дела, которые я бы хотела успеть – почитать определенную английскую книжку или энциклопедию с детьми; предложить поиграть в конкретную игру; порисовать; послушать музыку; посмотреть презентацию. Часто дети придумывают свои игры – в такие моменты я их не трогаю, а стараюсь заняться своими делами. Когда же вижу, что они заскучали, я предлагаю что-то из своего списка, и дети часто с удовольствием принимают новую деятельность. А время на себя – это время в метро, когда я еду на работу и назад. За поездку я успеваю написать статью в блог или почитать».

«Плохой строитель»

Это не столько игра, сколько история на размышления для ребенка, которая поможет подвести его к пониманию необходимости единой шкалы измерения.

«Жил был мастер строитель, у которого был подмастерье. Один человек дал им задание — построить дом, чтобы он в его двери проходил, но потолок не был слишком высок. Строитель измерил гражданина ладошками и записал — 20 ладошек.  Строить же дом начал его помощник. Написано 20 ладошек, он и отмерил стену в 20 своих ладошек. Но когда дом был готов и пришел хозяин, он мог пролезть в дверь, только присев на корточки. Что случилось? Ведь измерено было верно — 20 ладошек и построено тоже верно — тоже 20 ладошек».
Если ребенок не догадался сразу, постройте вместе башенку из лего или из кубиков в 1-2 взрослые ладошки и в 1-2 детские ладошки. Одинаковы ли они по размеру? А почему разные?

Если ребенок еще не устал, можно рассказать про единицы измерения, которые одинаковы для всех, а называются сантиметры. Правда, если рука и ладонь у всех всегда с собой — линейку надо носить в кармане. Ведь именно с помощью линейки можно измерить сколько сантиметров в каком-то объекте.

Затем можно потренироваться в рисовании под линейку отрезков заданной длины. Для этого стоит показать ребенку шкалу (лучше, чтобы на ней был ноль), цифры и как измерять длину. Чтобы было веселее, можно не просто откладывать отрезки, а строить дорогу или рельсы нужной длины.

«Вагончики из полотенец»

Для игры вам понадобятся платочки, полотенца, наволочки или просто небольшие куски ткани. Все это добро связываем в длинную веревку и цепляем сзади к одежде. Антураж у игры может быть любой. У нас Глеб был локомотивом, а это были его вагончики. Надо стремиться, во-первых, чтобы игра была веселая, просто бегать и следить за своим «хвостом». Во-вторых, иногда можно обращать внимание ребенка, что хвост повторяет его движения и как бы остается там где ребенка уже нет. То есть описывает «маршрут» или траекторию.

Глеба лазал по шведской лестнице и когда залезал на верх я говорила, что часть хвоста, пока еще внизу, а он же уже вверху.
Кроме того, можно задавать простые вопросы, например, сколько платков (у нас вагончиков) от тебя, до стула; от тебя до пола; от тебя до коридора. Это помогает детям понять принцип измерения. И начать измерять расстояния в платках — хоть и не точно, зато очень интересно.

Измеряем палочками Кюизенера

Измерять палочками Кюизенера можно все что угодно. Все, что укладывается в смысл игры и имеет размер, желательно разный. Это могут быть – домики зверей, дорожки, даже длина волос у кукол или их рост. У нас такой вещью оказался транспорт на стоянке. Придумывать антураж и смысл нужно исходя из предпочтений ребенка. У нас пришел милиционер и решил померить длину каждого транспорта на стоянке.

Я выбрала все фиолетовые палочки, так что самая маленькая машинка была длинной в одну палочку, а самый длинный автобус в 8 палочек. Еще был транспорт длинной 4, 6 и 2 палочки. Ребенку постарше можно дать все палочки, и считать не две фиолетовые палочки, а палочка длинной 6 и еще одна палочка длинной 6, итого 12 единичек. Но пока, для нас это сложно и непонятно. Еще можно на карточках написать цифры и разложить их около каждой игрушки.

Более сложный вариант: сделать на парковке места (например, нарисовать на большом месте клетки) определенной длинны (или длинны и ширины) и заранее промерять транспорт и место, затем соотносить – этот автобус длинной 5 палочек, а это место длинной 8 палочек. Поместится автобус на это парковочное место? Потом ставим и проверяем.

Сколько стаканов в банке?

Есть множество способов играть с разными чашечками и бутылочками и каждый раз можно делать акцент на разном. Можно экспериментировать со свойствами воды, показать, что такое литр, пол литра, но начать лучше просто со сравнения и счета сколько маленьких баночек воды поместится в большой.

Итак, возьмите большую банку, например на литр и стакан. Набираем воду стаканом из тазика, выливаем в банку и считаем. На банке выливая каждый стакан можно делать отметку и потом еще раз пересчитать их. В конце спросите, может ли вся вода из банки поместится в одном стакане.

Играть, как всегда, надо весело и непринужденно! Чашек и мисок можно брать побольше. Если ребенок не любит просто эксперименты, то обыграйте ситуацию. Пусть приходят звери и покупают — один стакан воды, 5 стаканов, 3 стакана. А ребенок продает и разливает каждому в бутылку или банку!

Измеряется ли длина?

Спросите ребенка, может ли измениться длина предмета. Если он скажет — «нет», то покажите резинку. Попробуйте измерить её длину с помощью верёвки в обычном состоянии, и когда ее растянули. Можно придумывать предметы у которых меняется длинна или какой-то размер и которые всегда остаются одинаковыми. Чтобы было интереснее, можно кидать мячик ребенку, а он пускай ловит его только если предмет меняет размер. Найдите в доме как можно больше всяких предметов, меняющих размер — резинки, эспандер, цветок в горшке (можно наблюдать несколько дней за побегами).

Спросите у ребенка, меняется ли его рост или постоянный. Измерите его около стены или ростомера и сравните через время. Можно вместе порадоваться, что рост изменился!

Измеряем с помощью веревок

Возьмите несколько веревок и несколько игрушек. У нас в цене машинки, так что мы взяли несколько машинок отличающихся по размеру — длинный автобус, короткий грузовичок, средний паровозик. Теперь можно прикладывать веревки от начала игрушки до конца и отрезать нужную длину. У вас получится три разных по длине шнурка. Их можно посравнивать, можно каждому сделать бирку с надписью какой предмет такой длинны.

На первый раз можно закончить, а можно продолжить. В другом конце комнаты построить гараж и с помощью этих веревок проверять, какой транспорт поместится, а какой нет. Веревки можно посравнивать с другими предметами в комнате — короче или длиннее.

Измеряем длину листиков растений

Сейчас весна, а значит, самое время для этой игры. Однажды утром спросите ребенка, как он думает, может ли длина чего-то измениться. Может ли что-то уменьшиться или наоборот увеличиться. Можно рассмотреть разные предметы: резинку, нитку, трикотажную кофту, леденец, орех.

А теперь начните наблюдать за какой-нибудь веточкой, которую видно из окна. Сначала, как на ней появились почки, потом как начали расти листики. Листики можно начать измерять, например, атласной ленточкой – ставить на ней отметки. Еще один вариант: фотографировать листик каждый день, и через неделю сделать презентацию.

Конечно, играть в эту игру можно в любое время года, например, посадив лук на окне и измеряя каждый день длину перышек. Но, согласитесь, весной это гораздо легче организовать.