Опубликовано 05 мая 2021, 10:30
4 мин.

«Краткое содержание может стать спойлером»: учительница литературы о том, как увлечь школьников чтением

Учительница из Санкт-Петербурга Римма Раппопорт – о школьных уроках литературы, сборниках краткого содержания и книгах для легкого чтения.
«Краткое содержание может стать спойлером»: учительница литературы о том, как увлечь школьников чтением

© Depositphotos

В 2021 году издательство Individuum выпустило книгу Риммы Раппопорт «Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги». В ней учительница русского языка и литературы исследует проблемы детского чтения и делится собственными наблюдениями, а также опытом коллег, как увлечь школьников литературой.

Мы спросили у Риммы, в чем главная проблема с уроками литературы в школе, как она относится к кратким изложениям произведения и есть ли универсальный рецепт увлечь детей чтением.

«Краткое содержание может стать спойлером»: учительница литературы о том, как увлечь школьников чтением

Как должны измениться уроки литературы и русского языка в современной школе, чтобы дети сказали: нам интересно, мы хотим читать?

Мне кажется, самая частая детская претензия — «нам не дают высказывать свое мнение».

Формируется она скорее к подростковому периоду, все-таки в 5-6-х классах дети еще немножко соглашаются с тем, что прав учитель, и готовы воспринимать отсутствие запроса на их точку зрения как должное.

Другой вопрос, что дети не всегда отличают оценочное суждение, эмоциональную реакцию от мнения, основанного на тексте, выросшего из него.

Так что первое — надо давать детям слово, возможность высказаться, право не быть в восторге от изучаемых книг.

Для этого учителю нужно, во-первых, иметь некоторую свободу во взаимодействии с художественным текстом, учитель должен быть самостоятельным, свободным читателем. Если словесник не готов отойти от традиционных трактовок из методичек или литературоведческих статей, то он не вместе с учениками идет к тексту, а тащит их к определенной интерпретации. То есть начинать, конечно, надо с подхода учителя к работе.

Я думаю, учителю, готовому к диалогу, простится многое, включая методическое однообразие.

Однако второе, что надо менять, это именно однообразие уроков. Стоит искать новые способы разговора, неожиданные приемы, давать творческие задания, в конце концов играть.

Как вы относитесь к сборникам с кратким содержанием? Если ребенок не хочет и не может читать книгу, но читает краткое содержание — будет ли от этого толк?

Если бы в конце краткого содержания была кнопка «перейти к полной версии» и кто-то из детей, увлекшись чем-то в кратком содержании, за что-то зацепившись, на эту кнопку нажимал, то в этом формате был бы толк.

Иногда так и происходит, краткое содержание становится интригующим спойлером. Но это редкость.

Краткое содержание пересказывает события, дает выжимку из книги.

Представим, что художественный текст — это апельсин. Вот краткое содержание даже не сок, а жмых. Много ли мы поймем об удовольствии есть апельсин, если ограничимся жмыхом? А вообще-то удовольствие, которое апельсин может доставить, начинается с предвкушения, когда мы его чистим.

Так и с литературой.

«Краткое содержание может стать спойлером»: учительница литературы о том, как увлечь школьников чтением

© Depositphotos

Фанфики, дешевое фэнтези, детективы — есть мнение, что пусть ребенок читает хоть что-то, уже хорошо. А хорошо ли?

Думаю, что хорошо, если это расшевелит в ребенке читателя, запустит процесс.

А еще я бы не стигматизировала «дешевые» жанры. Мы же не сокрушаемся, когда дети смотрят развлекательные комедии среднего качества. Почему в кино это позволительно, а в литературе сразу вызывает волну взрослого снобизма?

Кстати, многие учителя-словесники отдыхают, читая именно этот слой литературы.

Чтение — это досуг, и выбирать легкое чтение нормально.

Здорово, если у ребенка в какой-то момент сформируется такой литературный вкус, что он сможет понять, что это чтение вроде фастфуда. Но ведь не каждый день хочется идти в дорогой ресторан и пробовать сложную кухню.

Многие школьники не любят писать сочинение – как изменить это?

Стараться давать интересные, необычные, проблемные темы. Такие, которые провоцируют думать, спорить.

Еще можно формулировать темы вместе, идти от того, что волнует конкретных учеников. Конечно, положительно может влиять развернутая обратная связь. А то пишешь сочинение, получаешь тройку без всяких объяснений — какая тут любовь?

А вот если сочинение становится пространством для диалога учителя и ученика, отношение может меняться. Но для учителя это трудно.

Я не всегда готова тридцать раз подряд дать развернутую обратную связь.

А иногда сочинение вполне можно заменить другим творческим заданием, не требующим именно развернутого письменного высказывания.

Порекомендуйте книги для младших и средних школьников, которые могут запустить интерес к чтению.

Если честно, я не эксперт в детской литературе. Сама, чтобы понять, что читать дочери-дошкольнице, ищу подборки, слежу за издательствами, независимыми книжными магазинами, книжными блогерами.

Моя сфера — заинтересовать подростков тем, что изучается в школе, и чтением вообще.

Порекомендовать могу только исходить в выборе книги из интересов и склонностей ребенка, дать выбирать ему самому.

Не бывает таких книг, которые запустят интерес у всех, ведь и дети, и их интересы разные.

Фото: Depositphotos

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok!Подписывайтесь!