Карл Роджерс: «Каждый человек по своей природе положителен»
Карл Роджерс: «Каждый человек по своей природе положителен»
Карл Роджерс , американский психолог-гуманист, считал, что каждый человек в праве рассчитывать на уважение, доброжелательность и безусловное принятие. Это стало основной идеей предложенного им клиентоцентрированного или, по-другому, человекоцентрированного подхода в психологии и положило начало гуманистической педагогики. Провозглашая такие, казалось бы, простые истины, Роджерс приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира.
Маленький фермер
Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (штат Иллинойс) в многодетной и очень религиозной семье. Главной жизненной добродетелью в семье Роджерс считался упорный труд. Отец будущего философа, Уолтер Роджерс, сколотил неплохое состояние и решил вместе с семьей переселиться в деревню, подальше от городских соблазнов. Вскоре Роджерс-старший перевез все свое семейство на уединенную ферму, где не было ни алкоголя, ни танцев, ни прочих искушений для неокрепших душ, зато было сельское хозяйство и много тяжелого физического труда, которому и было посвящено все время Роджерсов и их шестерых детей. Карл был четвертым ребенком, он, конечно, трудился вместе со всеми, но при этом отличался от своих шумных братьев. Застенчивый и робкий ребенок обстоятельно изучал жизнь насекомых, читал запоем книги и, учась в школе, всего несколько раз сходил на свидание с соседской девочкой (на которой впоследствии и женился).
Пришло время определяться с будущей профессией. Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят, Карл Роджерс останавливает свой выбор на колледже сельского хозяйства. Но проучившись, а точнее, промучившись, там некоторое время, он понимает, что ошибся и в короткое время из земледельцев Роджерс переквалифицируется в историки.
На старших курсах исторического факультета происходит событие, на первый взгляд незначительное, но сыгравшее важную роль в жизни будущего психолога. В числе прочих студентов он отправляется на международную конференцию в Китай. 1922 год, с момента окончания Первой Мировой войны прошло всего несколько лет, не все страсти еще улеглись, а среди участников конференции- студенты из разных стран. «Я увидел, как люто ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они все были очень приятными. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные взгляды, религиозные в том числе...»
Сделав такое наблюдение, Роджерс не может больше придерживаться строгой религиозной доктрины, о чем и сообщает своим родителям. Последовавший за этим разрыв освобождает Роджерса от давления семьи, но, возможно, влияет на выбор философа - следующим учебным заведением становится Теологическая семинария, где Роджерс проведет два года, но по религиозной стезе так и не пойдет. Уже тогда он понимает главную цель своей жизни- помощь людям, и понимает, что цель эта может быть достигнута и вне церкви: «Я почувствовал, что меня всегда будут интересовать проблемы смысла жизни и возможности ее реального улучшения для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где необходимо верить в какую-то точно определенную религиозную доктрину. Мои верования сильно изменились, и могут продолжать меняться. И я хотел бы найти область, где я был бы уверен, что свобода моей мысли ничем не будет ограничена». Такой областью становится для Роджерса психология и педагогика.
Получив психологическое образование, Роджерс работает в Институте по уходу за детьми в Нью-Йорке, а затем поступает на место психолога в Отделе по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере. С головой погружаясь в проблемный мир малолетних преступников и детей из неблагополучных семей, Роджерс путем проб и ошибок пытается найти выход в каждом непростом случае. «Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности».
В поисках таких условий Роджерс экспериментирует и пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Но коллеги Роджерса, не разделяя его энтузиазма, то и дело дают понять, что его занятия и исследования - не совсем психология, и сам Роджерс, соответственно, не совсем психолог.
Желая узнать больше о настоящих психологах, Роджерс отправляется на заседание ученого общества. Слушая доклады о лабораторных экспериментах с грызунами, Роджерс думает о том, что все это, действительно, не имеет ничего общего с тем, чем ему так сильно хотелось заниматься - помогать людям. Карл Роджерс пошел свои путем, он так и не примкнул ни к одной из существующих психолого-педагогических школ. Напротив, он становится основоположником принципиально нового направления.
Учась в начальной школе, Роджерс, будущий кандидат на Нобелевскую премию, проявлял себя как ученик не слишком способный, за что и был не в чести у учителей. Но это лишь способствовало принятию решения самому стать учителем.
Став педагогом, Роджерс был очень внимателен и приветлив с учениками. Его принципиально не удовлетворяли основные положения традиционной педагогики: авторитарная роль учителя и минимальное доверие ученику.
Новаторские взгляды Роджерса легли на очень благодатную почву. В 50-60-ые годы прошлого века консервативная волна сталкивается с либеральной. Сказывается, с одной стороны, усталость после Второй мировой войны и, с другой - энтузиазм от победы над тоталитаризмом и надежды на новую счастливую жизнь. И эта живая и свежая волна не могла не коснуться всех областей жизни человека.
В семье начинают воспитывать по Споку, малыши освобождаются от пеленок, получают соску, живут на руках у матери, их кормят не по расписанию, а по требованию. Ребенок теперь окружен не железным обручем дисциплины, а любовью и свободой. В общую картину идеально вписываются гуманистические теории Роджерса.
Он считал, что нельзя изменить кого-либо, передавая ему готовый опыт. Только созданием благоприятных условий для жизни, труда и обучения можно добиться успеха в воспитании и развитии. Процесс создания таких условий Роджерс называл «облегчением», от англ. Facilitate, а учителей - фацилитаторами. И их основной задачей теперь стало показать ученику, как сильно им интересуются, занимаются и любят.
Можно выделить 8 основных принципов образования по Роджерсу:
- Учитель одинаково уважает как себя, так и ученика
- Вся ответственность за обучение и воспитание не лежит на одном, конкретно взятом, учителе
- Учитель руководствуется своим собственным опытом
- Ученик выстраивает свою собственную программу обучения самостоятельно или совместно с другими, при этом вся ответственность при выборе лежит на ученике
- Общими усилиями в классе создается обстановка, облегчающая обучение
- Все направлено на сам процесс обучения, другими словами: содержание учебного курса, безусловно, важно, но главным является делают ли ученики заметные шаги вперед
- Внешняя дисциплина уступает место самодисциплине
- Ученик сам оценивает уровень своих знаний, учитывая при этом мнение других членов группы и педагогов.
Таким образом, ученики не только выбирают индивидуальное направление обучения, но и находят выход для творчества, открывают для себя, что учиться интересно, идут в школу с удовольствием и любят и уважают учителей так же, как учителя любят их.
Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь. Его труды печатались и переводились на многие языки. Он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, обладателем звания Гуманист года (в 1964 году) и самым влиятельным американским психологом-педагогом. До конца своих дней Роджерс много путешествовал. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в СССР, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают все, кому посчастливилось на них присутствовать.
Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление, что он выдвинут на получение Нобелевской премии. Но Роджерс об этом уже не узнал.