Какие таланты чаще встречаются у современных детей и как их развивать
Рассказываем, как рассмотреть способности у своего ребенка© Freepik
Какие таланты чаще всего проявляются у детей
Таланты можно условно разделить на несколько категорий. Классификаций существует много, но, как показывает практика, у детей чаще всего проявляются именно эти.
-
Актерские способности или талант межличностного общения. Такие ребята хорошо чувствуют настрой окружающих, легко коммуницируют с людьми, красиво и ярко выражают свои мысли и эмоции. Во взрослом возрасте такие дети могут стать певцами, актерами, ораторами, ведущими мероприятий.
-
Писательский или вербально-лингвистический талант. Он проявляется в том, что ребенок легко подбирает слова и умеет облечь их в красивую, интересную форму, умеет собирать информацию и делиться ей.
Как правило, такие дети сочиняют истории, стихи, постоянно что-то записывают. В будущем они могут стать писателями, публицистами, журналистами, авторами песен, поэтами, блогерами, юристами, лингвистами.
- Математический или цифровой талант. Выражается в способности хорошо ориентироваться в мире чисел и технологий. Такие дети на «ты» с любыми гаджетами с самого раннего возраста, быстро учатся читать и легко усваивают все новое. Как правило, у них нет проблем с освоением школьной программы, потому что они легко обрабатывают информацию и структурируют ее. Такие дети могут стать инженерами, программистами, аналитиками, учеными, экономистами, бухгалтерами
- Пространственный талант присущ детям, которые имеют хорошее воображение. Они легко ориентируются в пространстве и буквально видят воплощение своей идеи без каких-либо картинок, чертежей, планов. В детстве такие ребята легко создают новые объекты из деталей конструктора, мастерят предметы своими руками, шьют одежу для кукол.
Они могут вырасти дизайнерами, конструкторами, модельерами, архитекторами, ландшафтными дизайнерами, фотографами.
- Физический талант. Такие ребята выделяются на фоне сверстников хорошей физической подготовкой и большой активностью. Они любят подвижные игры, с радостью участвуют в спортивных мероприятиях. Большую часть дня проводят во дворе или на спортивной площадке. Им нет необходимости специально заниматься с тренером, чтобы иметь хорошую физическую форму, это происходит само собой, в процессе активных игр. В будущем они имеют все шансы стать спортсменами, танцорами, тренерами.
Этот талант хотят видеть у своего ребенка большинство родителей, поэтому с самого раннего возраста отдают малышей в спортивные секции. Но далеко не у всех дела идут хорошо.
Если ваш ребенок сопротивляется, не показывает хороших результатов через год или два, с этим стоит смириться и перестать навязывать ему тренировки. Лучше поискать у него другие способности.
- Эмоциональный талант или эмпатия. Это способность чувствовать других людей и делать выводы, руководствуясь внутренними ощущениями.
Эмпатов часто сравнивают с экстрасенсами – настолько хорошо они чувствуют окружающий мир. Таким детям не надо объяснять, почему тот или иной человек повел определенным. Они очень тонко чувствуют, что «хорошо» и что «плохо», даже если никто им об этом не говорит. Как правило, они не спешат принимать решения и выносить резкие оценки пока полностью не прочувствуют ситуацию.
Из эмпатов получаются хорошие психологи, врачи, учителя, музыканты, художники, HR-специалисты, экологи, социальные работники. В юности дети с эмоциональным талантом часто становятся волонтерами.
Как понять талант своего ребенка
Самый логичный ответ – наблюдать за ребенком. Но это не всегда работает на практике, особенно когда он совсем маленький.
Ярко выраженные способности до трех-пяти лет проявляются только у очень одаренных детей, их называют вундеркиндами. Кроме того, у ребенка может быть не один талант, а сразу несколько, поэтому родителям сложно сориентироваться.
Иногда о наличии у себя определенных способностей человек начинает догадываться сам уже во взрослом возрасте. Поэтому лучше всего сработает метод проб и ошибок. Пока ребенок не попробует заняться чем-то – ни он, ни его родители не смогут понять, лежит у него душа к определенному направлению или нет.
Поэтому есть смысл записать ребенка в разные кружки по разным направлениям. Например, одна спортивная секция, одна творческая и одна математическая.
Начинать лучше до школы, поскольку у ребенка будет много свободного времени, но не слишком в раннем возрасте. Мне приходилось видеть родителей, которые с двух лет начинают отдавать малыша в различные секции и совершенно серьезно требуют от него каких-то достижений. Оптимальным возрастом считается четыре-шесть лет.
Как правильно развивать талант
• Во-первых, для того, чтобы направить способности малыша в нужное русло, нужно прислушиваться к его мнению. У многих родителей есть амбиции по отношению к детям. Все хотят, чтобы они были самыми умными, самыми талантливыми, поэтому детей часто заставляют посещать секции, которые нравятся родителям.
Если ребенку не нравится кружок лет, возможно, до 10-12 лет он будет его посещать, чтобы угодить старшим, но затем начнет искать возможности прогуливать занятия.
В этом тоже нет ничего хорошего, потому что вы потратите впустую время, силы и можете испортить отношения.
Если ребенок не хочет посещать секцию, надо выяснить причину. Дело может быть не только в том, что ему не интересно, но также в преподавателе или тренере, в других детях, которые его обижают. Если ребенку в принципе нравились занятия, но вдруг он резко передумал, стоит поискать причину в коллективе. Как вариант можно перевести его в другую группу или другую студию, спортшколу.
Если ребенку совсем ничего не нравится, и он никуда не хочет ходить, это не означает, что у него нет никаких способностей. Они есть у каждого. В такой ситуации можно проконсультироваться с детским психологом. Возможно, причина в том, что ребенок слишком стеснительный, ему сложно взаимодействовать с другими детьми. Для устранения этой проблемы существуют специальные методики.
Также стоит избегать так называемых «ярлыков». Когда в семье из поколения в поколение наследуется определенная профессия. Казалось бы, судьба ребенка, родившегося в династии, например, врачей или юристов, уже предрешена. Но эта схема не всегда работает. Ведь гораздо лучше, если малыш, например, станет в будущем хорошим художником, чем плохим врачом.
• Во-вторых, важно дать ребенку возможность выбора. Сейчас для этого есть все условия. В каждом районе сосредоточено большое количество учреждений дополнительного образования на любой вкус и направление.
Времена, когда надо было ехать на другой конец города в спортивную или музыкальную школу, дано прошли. Сейчас можно найти секцию в шаговой доступности от дома. В том числе и в общеобразовательной школе, которую посещает ребенок.
При этом не стоит сразу покупать долгосрочный абонемент или оплачивать занятия на год вперед. Стоит начать с пробного периода.
В среднем, чтобы понять будет ребенок посещать кружок дальше или нет, достаточно одного месяца. А вот чтобы понять есть ли у него выдающие способности в данном направлении или нет – одного года. Но если суперспособностей у ребенка не обнаружилось, но ему нравится туда ходить, не стоит прекращать занятия.
Фото: Freepik