Как заинтересовать дошкольника учебой и не травмировать его
«ХВе – И – ХВИ, Л – И – ЛИ», — складывал из букв свое имя Филипок, впервые сидя за партой сельской школы. Помните?
В валенках не по размеру и отцовской шапке, сползающей на глаза, пришел он по пурге и стуже учиться. Сам!
Этот хрестоматийный пример иллюстрирует идеальную картину: ребенок сам захотел — ребенок сам пришел. Потому что его детский ум требовал новой пищи, новой информации, новых знаний. В простой крестьянской семье почерпнуть эти знания ему было не у кого.
Сейчас реалии изменились, и наши дети уже мало похожи на Филипка, а значит, нам надо придумывать что-то новое, чтобы наши дошкольники тоже захотели учиться сами, а интерес к познанию с каждым годом у них только усиливался.
Что же для этого можем сделать мы, родители?
Выбирать подходящую пищу для ума
Как любая пища, пища для ума должна содержать все полезное и необходимое, соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Иначе он ее не сможет ее «переварить».
Вы же не будете, например, заучивать с четырехлеткой формулы тригонометрии. Конечно, если мы не говорим о вундеркиндах.
Кстати, вундеркиндам и не нужно ничего заучивать. Их аппетиту знаний позавидует самый дотошный ученый. Но мы сейчас говорим не о вундеркиндах, а об обычных детях, обучение которых должно проходить плавно, без зубрежки и принуждения.
Если ваш малыш уже выучил цвета, ориентируется в окружающем мире, знает, как выглядят и называются разные животные, цветы, деревья, понимает, что такое «большой – маленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», ему можно начинать учить буквы.
Учить только в игре
В наше время появилось огромное количество методик раннего развития ребенка: техника быстрого чтения, скоростное изучение цифр, букв, слов. Куда и зачем спешить? Впереди 11 лет школы с ее нагрузками, оценками и ежедневными домашними заданиями. Ваше чадо еще успеет почувствовать себя прилежным учеником.
Сейчас ведущий вид деятельности вашего ребенка — игра.
Весь окружающий его мир ребенок изучает посредством игры. И алфавит не должен стать исключением.
Для родителей сейчас есть огромный выбор учебных пособий: кубиков Зайцева, карточек, конструкторов, книг, а также электронных приложений, которые помогут заниматься.
Преимущество последних заключается в том, что они всегда под рукой, точнее в руке, так как их можно скачать на планшет или смартфон и открыть в любой момент: на прогулке, в дороге, в магазине…
Так, из последних интересных новинок есть приложение «Сказбука», с помощью которого малыши смогут с удовольствием учить буквы. Название говорит здесь само за себя. Симбиоз программы виртуальной азбуки и сказки превращает обучение в увлекательную игру, в которой Радужная зебра проводит ребенка из одного волшебного мира в другой и попутно знакомит его с азбукой.
Благодаря игровому методу обучения ребенок видит буквы не как скучные закорючки, а как властителей волшебных миров.
Подкреплять любопытство
Американский физик, один из создателей квантовой электродинамики, Ричард Фейнман говорил о своем детстве: «Я все время играл, мне было очень интересно все вокруг, например, почему из крана течет вода. Я думал, по какой кривой, почему там кривая. Я не знал, и я стал ее вычислять. Конечно, она уже была давно вычислена, но какое это имело значение!»
Будучи студентом, он увидел в кафе, как один официант кинул тарелку другому. И подумал: интересно, каким будет соотношение между ее вращением и колебанием. В результате физик сделал крупное открытие, за которое получил Нобелевскую премию. Ученый и во взрослом состоянии сохранил свое детское любопытство и интерес к окружающему миру, что большая редкость.
Поэтому очень важно не погасить в ребенке его естественный интерес к природе вещей. Тем самым не пресечь его желание учиться.
Не стоит на очередной вопрос юного исследователя: «Почему?» отвечать: «Много будешь знать, скоро состаришься» или «вырастешь — узнаешь». Расскажите ему прямо сейчас!
Пресечь инициативу тоже означает подавить интерес. Врач и педагог Мария Монтессори всегда говорила: дайте ребенку повозиться самому! Не вмешивайтесь, когда он чем-то увлеченно занят, не подсказывайте, если он не просит, не перехватывайте у него никакое действие, будь то завязывание шнурков или складывание кубиков в коробку. Пусть он делает это сам! И ни в коем случае не критикуйте за то, что он придумал, но не довел до конца или сделал не так, как вам хотелось бы.
Не оценивать ребенка
Почему первоклассникам не ставят оценки? Вы не задумывались? Учителя используют наклейки или печатки-звездочки. Да потому что малыши еще не привыкли к тому, что их усилия могут иметь цифровой оценочный эквивалент.
Они ждут от взрослых похвалы, а не троек, четверок, пятерок.
Им важно, чтобы мы поддержали их на непростом пути познания мира.
Вот и все советы родителям, желающим безболезненно начать обучать своего ребенка новым знаниям. Дождитесь, когда ваш малыш сам захочет научиться складывать буквы в слова — и приступайте!
Фото: Shutterstock.com