Как я открыла свой детский сад и не пожалела: реальная история бизнес-мамы
Каждая мама знает, как сложно подобрать для своего ребёнка идеальный детский сад. Потому что всегда хочется лучшего: чтобы устраивали все воспитатели, чтобы еда была и вкусной, и полезной, чтобы ребёнок бежал в группу с удовольствием.
С такой же проблемой столкнулась Жанна Казанская, которая в далёком 2009 году искала для своего сына детский сад… И не нашла ничего, что бы её устраивало. Именно поэтому Жанна решилась открыть «Интересный детский сад».
Редактор «Летидора» Ольга Гаврилова поговорила с Жанной и узнала, как она отбирает воспитателей, что они заимствовали у иностранных коллег и почему детский сад не должен превращаться в школу.
_ Жанна Казанская, основатель «Интересного Холдинга» (сеть частных детских садов «Интересный детский сад», «Интересная академия» и «Интересный Ресторан»)_
Как появилась мысль открыть детский сад
Я никогда не мечтала о собственном детском саде. Всё произошло по воле случая. Все началось с того, что я столкнулась с проблемой выбора дошкольного учреждения для своего трехлетнего сына. Я изучила все близлежащие муниципальные и частные детские сады, но ни в одном из них не нашла ответов на свои вопросы и уверенности, что могу доверить им своего ребёнка.
Проблема была в воспитателях:
мне не хотелось отдавать ребёнка людям старой школы, которые не интересуются современными методиками и считают, что гиперактивных детей нужно «ломать».
Устав от поисков, я решила организовать подходящее место сама. Первым шагом стало создание небольшой мультипликационной студии в посёлке Глухово на Ильинском шоссе.
Я собрала команду классных художников, которые рисовали с детьми мультфильмы. Развивалось всё очень быстро, мы практически сразу закрыли набор в две группы. Дети отказывались уходить после занятий, и родители начали уговаривать меня поскорее сделать что-то более серьёзное – место, где они могли бы оставлять малышей на целый день.
Так, в 2009 году появился первый «Интересный детский сад».
Постепенно запросов от родителей стало поступать так много, что у нас образовался лист ожидания. Тогда я задумалась о запуске новой площадки. Второе отделение, уже полноценный большой детский сад, мы открыли в Москве, в районе станции метро «Улица 1905 года». А в 2016 году запустили ещё два садика.
К тому моменту мы уже зарекомендовали себя на рынке: у нас был сильный педагогический состав, качественные материалы, разнообразная программа обучения и большое количество дополнительных занятий.
Какие методики используют воспитатели и педагоги сада
В частном детском саду, в отличие от государственного, есть возможность вносить коррективы в программу и систему обучения. Результатом многих экспериментов стало то, что мы скомпилировали несколько близких нам программ.
Опять же это все только потому, что все дети очень разные, и то, что хорошо одному, совершенно не подходит второму. Я пошла по пути: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам».
В итоге мы взяли за основу государственную программу, которая предусматривает, что 60 % от общего объёма – это наши внесения в общую систему.
И решили сделать акцент на развитии эмоционального интеллекта. Такая программа предполагает широкий выбор творческих дисциплин, а творчество развивает детей в дошкольном возрасте.
Не нужно стремиться вложить в ребенка кучу знаний, они не нужны в этом возрасте. Мы также уделяем большое внимание «свободной игре». Следовать за интересом ребенка – это непросто, и не все воспитатели и педагоги этому обучены.
Помимо основной программы, мы предлагаем родителям выбрать различные дополнительные занятия: шахматы, балет, вокал, игра на музыкальных инструментах, капоэйра, футбол, иностранные языки. Надо сказать, что, помимо образовательной программы, мы уделяем большое внимание развивающей среде и воспитанию. Важно в нашем современном мире быть не только образованным и развитым, но и воспитанным человеком. А эти навыки нужно прививать с самого раннего детства.
Какой опыт мы переняли у иностранных коллег
Мне очень нравится подход к дошкольному развитию и образованию в скандинавских странах. Там не оцениваются успехи детей по какой-либо шкале, там больше внимания уделяется общению детей друг с другом, дети очень много времени проводят на улице, в любую погоду! Детям в детском саду можно гулять под дождем и в лужах, а это для них одно из самых интересных занятий.
Подвижные игры на улице, как показали исследования скандинавских специалистов, не только развивают крупную моторику, но и укрепляют здоровье.
Концепция детства основывается на демократических ценностях и уважении прав ребенка. Отношение воспитателей к детям не носит характер иерархического отношения – действует принцип переговоров. С раннего возраста малыш имеет право выбора , он понимает, что его мнение важно для окружающих. Нет ничего удивительного, если воспитатель спрашивает у детей совета, во что лучше поиграть.
Как мы выбираем воспитателей
Поиск преподавателей и воспитателей занимает очень много времени и сил. Ведь общей формулы, по которой можно понять, может человек работать с детьми или нет, не существует. В современном дошкольном образовании нужны люди с гибким мышлением, готовые постоянно повышать свою квалификацию и работать над собой.
Педагоги не должны стремиться доминировать над детьми, а должны общаться с ними на равных.
Таких воспитателей, как оказалось, на кадровом рынке дошкольного образования крайне мало. Чаще встречаются кандидаты старой закалки. Еще сложнее на рынке дошкольного образования найти англоязычный персонал.
Само собой, претендент на работу в детском саду должен иметь профильное образование и опыт работы. Но в педагогических вузах почему-то считается, что направление дошкольного образования самое простое, не требующее тех норм, которые есть в начальных и старших классах.
Я сама провожу собеседования и финальное решение принимаю, основываясь на своём чутье.
Разговаривая с кандидатом, я стараюсь понять, будет ли он вкладывать душу в воспитание детей или просто отрабатывать положенные часы. У нас есть обязательный испытательный срок, в процессе которого я наблюдаю за тем, как воспитатель общается с ребенком, как ребенок реагирует на взрослого. И только после этого мы принимаем окончательное решение.
Мы периодически проводим лекции и семинары для наших сотрудников, отправляем их на тренинги по актуальным вопросам образования и развития, новым методикам. Наблюдаем за каждым сотрудником, помогаем ему в сложных вопросах, наставляем. У нас еженедельные планерки, где мы обсуждаем круг вопросов, которые помогают каждому сотруднику делиться опытом.
Про миссию детского сада
На мой взгляд, детский сад – это место, где ребёнку должно быть максимально комфортно, в том числе психологически.
Я считаю, что главное – научить ребёнка общаться и дружить, не бояться, уважать взрослых, развивать свои таланты.
Сейчас рынок предлагает большое количество частных дошкольных учреждений, где ребёнка готовы загрузить с утра и до вечера. Многие родители стремятся к тому, чтобы в три года их чадо бегло читало и решало задачи по математике. И поэтому они требуют от детского сада знаний чуть ли не для уровня второго класса.
Однако детский сад не должен заменять школу.
Мы делаем упор на эстетическое воспитание и эмоциональный интеллект. В игровой и доступной форме дети изучают иностранные языки, приобщаются к искусству во время уроков музыки, вокала или балета, пишут картины и создают мультфильмы, учатся сохранять равновесие в прямом и переносном смысле на физических занятиях хореографии, футболе, тхэквондо.
Основная задача сада – обеспечить детям комфортную обстановку для развития и социализации, привить навыки общения и уже потом подготовить к школе, но только в плане психологического комфорта.
Про детей с особенностями развития
Да, мы принимаем детей с особенностями развития. У нас не делятся дети на удобных и неудобных. Если воспитатель не может справиться, то вопрос не к ребенку, а к компетентности воспитателя. Сейчас модно понятие «гиперактивный ребенок», и его тоже причисляют к «психологическим отклонениям», ребенок сразу становится неудобным для всех – и для воспитателей, и для родителей (некоторых).
С физическими отклонениями мы принять детей пока, к сожалению, не можем, так как для этого необходима специальная инфраструктура.
Про гаджеты в детском саду
Мы используем гаджеты на некоторых занятиях, которые требуют специальных технологий – например, мультипликация и робототехника. В этом году хотим попробовать в старшей группе ввести основы программирования. Посмотрим, что получится.
Ну и потом, это дань современности: письмо уходит, приходит машинопись, и детей нужно обучать и печатать, и быть технологически подкованными.
И еще, если детям показать технологию создания мультфильма, фильма, игры, то этот процесс их увлечет гораздо больше, чем сама компьютерная игра.
Как открыть сеть детских садов и не потерять в качестве
Изначально я не хотела масштабироваться. Наибольшее внимание я уделяю качеству тех услуг, которые мы предоставляем как дошкольное образовательное учреждение, и на тот момент считала, что в таком случае придётся думать не о том, как учить и развивать детей, а о бизнесе. Но по факту у меня за эти годы собралась уникальная команда, которой я очень доверяю и с которой мы можем вместе идти вперед.
Правда, многое зависит и от партнеров: если они не вставляют палки в колеса, а полностью доверяют, не ждут моментальных возвратов от инвестиций, понимая специфику бизнеса, тогда можно рассчитывать на успех. Но найти правильного партнера – это очень-очень сложно.
Фото: архив «Интересного детского сада»