Как я научила ребенка читать без букварей и пособий: опыт мамы
© личный архив Валентины Тимофеевой
Как научить ребенка буквам, когда вокруг столько методик и пособий? Нам в редакцию пришло письмо от многодетной мамы Валентины Тимофеевой, которая в свое время так тщательно подошла к изучению этого вопроса, что придумала свою методику обучения чтению.
Методика интересная и может понравится родителям дошкольников, так что не можем не поделиться с вами историей Валентины.
В 3 года старшая дочка заинтересовалась буквами — брала толстенные учебники с книжных полок, показывала на текст и спрашивала, как все это «называется» и как ей это «нарисовать». Стало очевидно: пора учить ребенка читать и писать. И я стала штудировать информацию по этой теме.
В книжных магазинах сейчас большое разнообразие пособий — есть книги всех цветов и форматов, рабочие тетради, карточки, наклейки, магниты и т.д. Каково же было мое удивление, когда при ближайшем рассмотрении все мои находки разделились на 2 большие группы: первая — «Вы серьезно?!» и вторая: «Ну… это не серьезно».
В первую группу попали системы обучения для усидчивых гениев — и не менее усидчивых и, видимо, совершенно свободных мам.
Эти методики предлагали мне нарисовать, сшить, разрезать, склеить — в общем, сделать самой массу подготовительного материала — потом развесить его по дому и многократно повторять и даже петь все эти звуки-слоги.
С трудом пробираясь сквозь «Введения» в методики обучения, мне хотелось кричать и плакать: «Вы серьезно?» Даже я, кандидат наук, начинала скучать уже на второй странице букваря…
Что ж, несколько наиболее дружелюбных букварей я нашла. Но, к сожалению, мое чудо так и не заинтересовалось ни одним из предложенных вариантов. То ли слишком капризной оказалась моя принцесса, то ли недостаточно гениальной — но все ей было не то...
Во вторую группу «Ну… это не серьезно…» попали издания и игры — яркие, красочные и оригинальные.
Работа дизайнеров и маркетологов — наивысшая похвала! Поскольку в то время я как раз увлеклась дизайном, то купила самые интересные образцы издательского искусства.
Единственное, дочь даже не поняла, что на страницах этих изданий были буквы — она просто разглядывала замысловатые композиции-иллюстрации, вращая книгу на 360 градусов. А вот мужу очень понравилось! Потому что муж любит дизайнерские изыски. И потому что маркетологи прекрасно знают, что их клиенты — мамы и папы. Но не дети…
И вот наконец-то по одному из букварей мы все же начали заниматься. Но хватило нас ненадолго. После второй страницы дочка стала мягко уклоняться от занятий, а после третьей — спрятала книгу за шкафом.
При этом первую изученную букву «А» дочка старательно рисовала то кругляшами, то прямоугольниками.
И в ответ на мое удивление она невозмутимо показывала мне тот самый букварь, где рядом с буквой А был круглый арбуз и прямоугольный автобус. Арбуз и автобус дочка запомнила, а вот букву «А» рядом с ними — нет. Забавно, правда?
Так продолжалось какое-то время: моя любознательная малышка засыпала меня вопросами, отодвигая подальше кипы купленных зазря пособий — и мне срочно нужно было что-то делать.
Заметив, что дочка легко запоминает понятные и знакомые ей образы, для каждой буквы я подобрала слово-подсказку на эту букву, и точно в форме этой буквы. Затем я вырезала картонные буковки и предложила дочке запоминать их на ощупь. На каждой буковке нарисовала ту самую картинку-подсказку.
Получилось 3 в 1. В игре с такими буквами работали сразу три канала восприятия и включались сразу три вида памяти, подкрепляя друг друга: аудиальная, визуальная и тактильная.
Тройной эффект не заставил себя долго ждать, и я увидела прогресс!
Моей радости не было предела. Во-первых, мы с дочкой избежали длительных занятий-заседаний с букварем. Вместо занятий дочка сама играла с веселыми героями-буквами.
Во-вторых, малышка легко и быстро запомнила все буквы и даже начала их писать. Поскольку картинки на буквах повторяли форму буквы, то эти образы сделали свое дело.
— Смотри-ка, кто это тут спрятался? Да это же Б-Белочка! Проведи пальчиком по буковке: вот ее прямая спинка, вот хвостик свернулся колечком, а вот ее ушки торчком над хвостиком. Так буквы запоминались на раз-два-три!
В-третьих, у нас сложился свой язык общения, мы понимали друг друга с полуслова:
-
Мааам, напомни, как там пишется буква Ю...
-
Ю-Юнга: матросик вытянулся стрункой, а в руке держит спасательный круг…
-
Ах да, точно!
С «живыми» буквами удалось легко объяснить, как буквы «дружат» и дочка начала складывать слоги и слова… И со временем как-то сама собой начала читать — надписи, заголовки, вывески, названия книг, а затем и сами книги.
А что же наши буковки? Дружелюбные и будто живые — с тех пор они тоже растут и развиваются.
Первым делом буковки попросились быть деревянными — и мы нашли отличного производителя, который шлифует все вручную, специально для наших маленьких ладошек!
Затем знакомые мамы стали просить как-то упорядочить всю эту россыпь букв, и мы сделали удобную рамку-вкладыш и мешочки для букв: теперь уж точно все буквы вместе и на месте, да еще и с игрой «Волшебный мешочек» по Монтессори.
При этом детки неизменно просились рисовать на буквах — просто потому, что рисовать по дереву ну очень приятно.
Что ж, мы сделали деревянный алфавит-раскраску. А потом еще и запатентовали наши «Буковки» как игровой обучающий набор для обучения чтению.
И кто бы мог подумать, что вот так — из, казалось бы, «капризов» моей дочери — вырастет целое «свое дело».
Лично для меня вся эта история про «Буковки» — не только дело. Для меня это, прежде всего, идея. Отличная идея, как помочь ребенку легко запомнить буквы и научиться читать так, чтобы не отбить охоту к обучению еще до школы, и даже наоборот — учиться с удовольствием. Вот в чем моя мечта и мое дело — делиться этой идеей на радость и в помощь активным малышам и их не менее активным мамам.
Желаю и вам обучения с увлечением — и деткам, и родителям!
Фото: личный архив Валентины Тимофеевой, Shutterstock/VOSTOCK