Как выучить английский и не умереть от скуки? Отвечают учителя

Эксперты — о мотивации, индивидуальных, групповых уроках и занятиях английским языком по Skype, а также о том, что из этого принесёт наибольший результат.

Знание минимум одного иностранного языка — уже не экзотика, а правило, которое закрепилось в нашем обществе. Недавно министр образования Ольга Васильева сообщила, что с 2020 года школьники будут сдавать ГИА по английскому языку, а с 2022 — ЕГЭ.

Эта новость вызвала резонанс в родительском сообществе. И это понятно: преподавание английского языка во многих школах до сих пор на уровне «London is the capital of Great Britain» и «My name is Boris». Так что взрослые уже сейчас подыскивают занятия и курсы, которые помогут подтянуть знания по языку.

Как это сделать, «Летидор» спросил у экспертов.

*Зарудная Мария Владимировна, старший преподаватель кафедры Иностранных языков №1, РЭУ им. Г. В. Плеханова, зам. зав. кафедрой по учебно-методической работе, эксперт Национального ресурсного центра наставничества «Ментори» «Рыбаков Фонд»*

Если мы говорим про индивидуальное обучение, то хорошо бы понять: является ребёнок больше визуалом, аудиалом или кинестетиком. Чаще всего встречаются дети смешанного типа, но всё же обычно что-то преобладает. Здесь можно обратиться за помощью к психологу — он проведёт тесты, или понаблюдать за ребенком самостоятельно. Обратите внимание, что ребёнку нравится больше — слушать, записывать, проговаривать?

Как только станет понятно, какой тип восприятия преобладает, можно составлять дальнейший план действий.

Я — за занятия с носителем языка, только когда у ребёнка есть хорошая грамматическая база.

Skype, с моей точки зрения, несколько ограничивает возможности эффективного преподавания. Например, трудно организовать подвижную игру или порисовать с ребенком (что может быть очень полезно для младших школьников).

Индивидуальные занятия особенно хороши, если ребёнок стесняется или боится, что на фоне других детей он будет казаться не очень сильным. Тогда можно подтянуть его до определённого уровня, а дальше обучаться в группе.

Обучение в группе (с хорошим педагогом и подходящей методикой), с моей точки зрения, наиболее эффективно — оно позволяет чередовать виды деятельности, организовывать различные формы обучения, поддерживать мотивацию на высоком уровне — следовательно, повышает эффективность обучения.

Максим Сундалов, основатель онлайн-школы английского EnglishDom

Выбирая методику и способ изучения иностранного языка для ребенка, прежде всего стоит учитывать его возраст и темперамент. Самое главное, чтобы учить английский (или любой другой язык) было интересно и весело. Если занятия превратятся в нудную обязаловку, это может отбить охоту к учебе на всю жизнь.

Игра — это не только основной вид деятельности для ребенка до 7 лет, это способ освоения мира. Поэтому для дошкольников при изучении английского надо использовать игровые методики. Дети постарше уже способны воспринимать и более привычные для взрослых формы обучения, хотя игровые элементы по-прежнему для них эффективны.

В начале обучения не так важен высокий уровень знаний учителя, сколько его умение ладить с детьми.

Общительному экстраверту больше подойдут групповые занятия, а стеснительному человеку — уроки один на один с преподавателем.

Для активных подходят подвижные и ролевые игры. Спокойным малышам больше понравится рисовать, раскрашивать или лепить — и одновременно узнавать, как называется на английском все, что они делают. Музыка тоже является серьезным подспорьем. Практически всем детям нравится слушать песни на английском, подпевать и даже танцевать. Еще один хороший инструмент для получения знаний — обучающие мультфильмы на английском.

Занятия должны проходить в комфортной обстановке. Если подросток любит новые технологии и все, что связано с компьютером, можно смело выбирать онлайн-обучение. Есть варианты как для интровертов — занятия по Skype с учителем, — так и для тех, кто любит быть в коллективе, — разговорный онлайн-клуб.

Ксения Филиппова, учитель английского языка, школа с углубленным изучением английского языка № 1353 г. Москвы

Я уверена, что занятия в группе для маленьких детей однозначно эффективнее, чем с репетитором. Младшим школьникам интересно общаться по-английски именно друг с другом, так что необходимо предоставить им эту возможность. Разыгрывать сценки, придумывать диалоги по ролям, играть в настольные и подвижные игры.

Оптимальное количество детей в одной группе — 5-10 человек. В этом случае педагог может уделить внимание каждому участнику группы, и у детей достаточно времени на общение друг с другом.

Если у ребёнка возникают проблемы с мотивацией в изучении английского, нужно посмотреть, насколько он успевает по этому предмету.

Часто проблемы такого рода бывают, когда школьник чувствует свою неуспешность среди одноклассников. Я для таких детей организую дополнительные занятия раз в неделю. На них повторно объясняю пройденные темы, даю дополнительные упражнения, а главное — постоянно подбадриваю и хвалю.

Моя цель — показать ребенку: если он будет стараться, прикладывать усилия, у него всё получится. Такой подход даёт хорошие результаты.

Хавьер Сантана, ведущий методист в онлайн-школе иностранных языков Lingoda

Основным элементом изучения языка является мотивация самого ученика, но, к сожалению, этот момент часто игнорируется преподавателями. Желание учить иностранный язык обычно воспринимается как само собой разумеющееся, но на деле это должно стать центральным аспектом, на который должны опираться учебная программа и методика преподавания.

Работа над мотивацией ученика должна разрушать так называемую «стену безразличия» и воодушевлять учеников стремиться к знаниям: активно искать новые слова, способы выразить себя и пообщаться. Словом, найти своё «я» в другом языке.

При обучении английскому языку детей усилия учителя (и родителей) должны быть сосредоточены на поддержании высокой мотивации.

Мотивация в этом случае заключается в том, чтобы просто хорошо провести время.

Поэтому методика преподавания должна быть сосредоточена на маскировке любой деятельности под игру: перемещения по классу, пение, танцы, рисование, аппликации, оригами, максимально возможное использование аудиовизуального материала (песни, фильмы, видео и мультфильмы) и как можно больше взаимодействия.

Дети обычно бывают открыты к новым знакомствам, поэтому периодические занятия с носителями языка помогут достичь существенного прогресса в короткие сроки.

Тем не менее любой метод в первую очередь будет зависеть от конкретного ученика. Хороший учитель не будет придерживаться определённого стиля, поскольку его работа — это адаптироваться к потребностям учащихся. А от детей требуется лишь большая эмпатия и немного творчества.

Специалисты сервиса для изучения английского языка LinguaLeo

При выборе способа изучения языка прежде всего нужно отталкиваться от возраста, уровня развития ребенка, интересов, уровня знания языка и целей изучения.

Можно и нужно миксовать разные способы для достижения целей и результата. Скажем, есть задача подтянуть английский перед экзаменом. Нанимаем репетитора, дополнительно тренируем отдельные навыки через онлайн-тренажеры. Сюда же — дополнительные материалы для аудирования — модные подкасты, изучение языка по сериалам и песням. Траектория задается репетитором, он же осуществляет подборку дополнительных материалов, контроль и проверку. Такой подход идеален для среднего и старшего школьного возраста.

А вот ребенку 5 лет нужна комфортная обстановка, дружелюбные групповые занятия, чтобы английский воспринимался как игровой досуг и вызывал приятные эмоции.

Итак, первое, что нужно сделать, — определиться с целью: зачем сейчас ребенку английский.

Для школы, для ЕГЭ, для поступления в школу, в вуз, иностранный вуз, для развития, для переезда и так далее.

Второе — понять психологические особенности ребёнка: замкнутый, общительный, застенчивый, активный, спокойный. При этом не всегда застенчивого нужно оставлять один на один с репетитором, возможно, лучшим вариантом будет найти комфортную группу, где он будет чуть сильнее по уровню, чем остальные дети.

Третье — смотрим на возраст. Младшим подходят групповые занятия, ученики средней школы могут комфортно заниматься с репетитором один на один или с группой из 2-3 человек. Старшие школьники могут уже заниматься и с носителями языка по скайпу, так как у них выше уровень мотивации и внимания.

Оговоримся, что носитель языка должен быть профессиональным преподавателем, иначе, к сожалению, нередки ситуации, когда разговорный подтягивается, а вот грамматика страдает.

Дополнять все это можно онлайн-тренажерами — они существуют для любого возраста. Что касается времени, которое нужно уделять языку. Ребенку младшего возраста можно предложить занятия по 30-45 минут 3 раза в неделю, ребята 9-14 лет уже вполне могут заниматься и по 1,5-2 часа в неделю. Один раз в неделю — точно неэффективно.

Фото: Shutterstock.com

Семейный гороскоп