Опубликовано 18 ноября 2015, 16:56

Как выстраивать отношения с учителями и воспитателями

Как общаться с педагогами, ведь мы так хотим, чтобы наших детей любили их наставники? Ответ на этот вопрос дает педагог Анна Литвин.
Как выстраивать отношения с учителями и воспитателями

Как выстраивать отношения с учителями и воспитателями

Мы с детства знаем, какие они бывают разные, эти чужие взрослые, которые занимаются нами. Воспитатели, учителя, репетиторы… Это целый мир, который мы помним с ранних лет. Как общаться с ними, когда мы сами становимся взрослыми мамами и папами, желающими, чтобы наших детей любили их наставники? Ответ на вопрос дает педагог Анна Литвин.

Воспитатели

Малыши беззащитны – и родителю хочется знать о каждом их шаге, о новых словах, которые они учатся произносить, о том, как налаживают контакт со сверстниками.

Естественно, вам легче будет установить контакт и расспрашивать воспитателя о том, как проводит время ваш ребенок, если вы будете с ним в хороших отношениях. Ведите себя вежливо: если вас что-то нервирует по мелочам, напоминайте себе, что за небольшую, как правило, зарплату работник детского сада выполняет практически нереальный труд – следит за большим множеством крошечных и очень активных воспитанников. Постарайтесь проникнуться к нему симпатией, люди ведь ее чувствуют. В таком случае педагогу намного легче будет отвечать на массу интересующих вас вопросов.

Если вас что-то беспокоит, постарайтесь в легкой, вежливой форме обсудить это с воспитателем своевременно. Если ваш ребенок особенно стеснителен, долго одевается, капризен в еде, предупреждайте об этом, чтобы педагог был подготовлен и, возможно, даже загорелся идеей помочь ребенку – поверьте, везде есть люди, с энтузиазмом относящиеся к работе. Если вас что-то не устраивает, например, воспитатель не обращает внимания, когда ребенка обижают, то опять-таки обсудите это с ним в дружеской форме. Вполне возможно, что человек прислушается. Пробуйте наладить контакт так, чтобы стать, условно говоря, «той милой девушкой», а не «злой теткой», с которой ассоциируется ваш ребенок.

Воспитатели часто жалуются в личной беседе: «Вот приходит вся такая из себя мамочка, наорет, заявит, что ее ребенок лучший, если что не устраивает, до РОНО дойдет. И она при этом всерьез надеется, что делает лучше своему ребенку. Стараешься, конечно, в таких случаях включать профессионализм и не относиться к малышу с негативом, но лишний раз по головке все равно погладишь другого ребенка. Человеческий фактор».

Если есть действительно серьезные ситуации и сведения (жалобы ребенка и других родителей), что воспитатель ведет себя неадекватно, агрессивно наказывает детей или плохо за ними следит, постарайтесь, в первую очередь, поговорить об этом с самим человеком, надеясь, что он опомнится, и только если ничего не изменится, обращайтесь к заведующей, бейте тревогу.

Не мешает при этом пообщаться с другими родителями, чтобы узнать, как обстоит ситуация, и, возможно, постараться повлиять на человека вместе. Но не стоит слишком много требовать от воспитателя. Бывают случаи, мамы говорят: «Моя малышка засыпает, только когда ей чешут спинку». Но у педагога только две руки, а в группе порядка 20 человек, притом ко всем он старается относиться одинаково. Как вы понимаете, на всех ручек не хватит.

Если же вопрос «спинки» для вас очень важен, помните, что есть такие заведения, как частные детские сады, где за небольшими группами детей смотрят очень пристально, используются методики раннего развития, и у воспитателей там больше возможностей (ибо детей меньше) быть более внимательными к вашим пожеланиям и тревогам.

Чего не стоит ожидать от воспитателя?.. Что для него, как и для вас, ваш ребенок – самый-самый. В том и плюс воспитателя, что он старается научиться любить всех детей и всем уделить внимание, а это дело нелегкое и почетное.

Учителя

Дети во время занятия

Дети во время занятия

Любимые учителя, хорошие отношения с детьми. Когда с учителем все в порядке, он любит предмет и детей, то можно только порадоваться! К нему нужно внимательно прислушиваться (хороший учитель поможет вам узнать ребенка лучше). У таких преподавателей есть профильное образование, опыт, а часто и интересные приемы, «фишки». Превратитесь немного в журналиста, не постесняйтесь захватить блокнот и записать советы от человека, который, как вам известно, действительно хороший педагог, а ребенок им очарован. Они помогут вам вне школьных стен и при изучении других предметов. Какой бы вы ни были хорошей мамой, опытный педагог воспитал десятки или даже сотни маленьких ровесников вашего ребенка, а потому у него нередко есть очень важные для вас наблюдения и проницательность. Воспримите его мнение как мастер-класс по педагогике.

Если ваш ребенок обожает тех или иных взрослых, важно не ревновать, а понимать, что вам повезло. У ребенка есть достойные предметы для подражания – люди, которых можно любить. Замечательно! Это позитивные эмоции и мотивация ходить в школу, учиться.

Помимо прямых советов учителя вам поможет наблюдение за ним. Возможно, вы поймете, что для вашего школьника важно в людях в плане характера и чего ему, может, не хватает во взаимодействии с вами (возможно, вы веселы, а ваш серьезный ребенок нашел себе более подходящего по темпераменту собеседника, или же он без ума от жизнерадостного человека и ищет в нем недостающий позитив).

Изредка разгадкой популярности учителя или ее составляющей может быть и небольшая ложка дегтя, вроде того, что педагог любит побить баклуши и настроить на тот же лад довольных этим детей, либо поощряет курение и тому подобные слабости. В таких случаях не бейте тревогу и ни в коем случае не осуждайте (особенно в резкой форме) любимого школьником учителя. Этим вы просто отпугнете от себя ребенка – и он закроется, а влияние человека с досадными для вас минусами возрастет. Действуйте тоньше. При случае найдите «тропинку», по которой вы сможете аккуратно пройтись, объяснив ребенку, почему полезно, например, трудолюбие и что курение портит не только здоровье, но и столь важную для подростка внешность. И так далее – проявите фантазию. Одним словом, старайтесь понять, что делает «звездных» учителей звездными.

Учитель со сложным характером

Строгая учительница за партой

Строгая учительница за партой

В этом случае важно помнить очень важную вещь: ваш ребенок на уроках зависим от преподавателя. К сожалению, это так. Постарайтесь не развязывать при любом недопонимании войну. Не унижайте «плохих» учителей, не учите их жить. Как вы думаете, поможет ли такое поведение вашему ребенку, который придет в школу на следующий день? Скорее, с точностью до наоборот.

Если вам кажется, что преподаватель несправедливо не любит ребенка или класс, то попробуйте при личной беседе мысленно побыть «педагогом» по отношению к учителю. Представьте, что он – это ваш ученик. И у него есть свои слабости. Педагога надо просто понять – и сообразить, как выправить ситуацию.

Выслушайте недовольную учительницу. Попробуйте ей посочувствовать. Постарайтесь представить мысленно жизнь этого человека, дайте ему вылить негатив, если он недоволен вашим ребенком. Попросите у педагога наставлений относительно того, как исправить ситуацию (если есть претензии), пообещайте попробовать им следовать (и вы не обманете, наверняка и у неидеального учителя будут в копилке какие-то важные советы или дельная литература).

Попробуйте понять «плохих» учителей – и, вполне возможно, это облегчит дни, которые ваш ребенок проводит в их компании. Есть, конечно, совершенно критические ситуации, когда учителя доходят до оскорблений человеческого достоинства и рукоприкладства. Здесь стоит задумываться серьезно, поговорить с директором или пойти еще выше – в зависимости от ситуации. Однако если учитель просто ворчит, нагоняет скуку и тихо не любит предмет и детей, попробуйте последовать правилу «от улыбки станет день светлей». Если же вы уверены, что человек безобиден, но неталантлив, а предмет важен – постарайтесь найти увлекательные курсы или хорошего репетитора для своего ребенка.

В «сложных» учителей можно тоже вглядеться и посмотреть, не страдаем ли мы сами тем же занудством или повышенными требованиями к детям (например), которые заставляют учеников зевать и бежать с уроков. Наблюдение за разнообразными педагогами – это отличный шанс задать себе вопрос: «Каким преподавателем были бы вы?»

Как бы вы ни относились к различным педагогам ваших детей, постарайтесь чаще бывать в школе, участвуйте в мероприятиях, предлагайте свою помощь. Не жалейте на это время: ваш ребенок проводит в школе огромную часть времени, проникнитесь его жизнью, узнайте ее героев…

Чего не стоит ожидать от школьных учителей?

Не стоит ожидать от них идентичного вашему отношения к оценкам. Поменьше думайте об оценках и побольше о том, чтобы скооперироваться в желании понять вашего ребенка и направить его.

Многие из этих людей любят ваших детей

Доброжелательная учительница

Доброжелательная учительница

Во всех случаях важно быть благодарным людям, которые занимаются вашими детьми – и помнить очень важную вещь. Вам, вполне возможно, кажется, что ваших детей любите только вы и знаете о них все лучше всех. Но, как это ни удивительно, огромное количество тех, кто ими занимается, их тоже искренне любит. Эти люди плачут, когда ваши дети заканчивают школу, скучают по ученикам на каникулах и со своей стороны тоже переживают о том, хорошие ли у любимых учеников и воспитанников родители и можно ли им доверить детей. Они понимают вас в большей степени, чем вы думаете, с ними просто нужно найти общий язык. Оно того стоит.

Автор: Анна Литвин