Как всё устроено: детская театральная студия

Как не ошибиться с выбором театральной студии, сколько времени может потребоваться на то, чтобы даже самые скованные дети оказались на главных ролях и сколько могут стоить занятия у хороших педагогов?

Художественный руководитель Лианозовского театра Надежда Егорова и руководитель детской театральной студии при театре Александр Таттари рассказывают о том, как проходят занятия, почему нужно быть терпеливым и почему дети не всегда готовы к тому, чтобы стать звездой.

Зачем идти в театральную студию

Существует распространенный миф – те, кто занимается в театральной студии, хотят стать актерами. Это не совсем так. Далеко не все дети, подростки и даже взрослые думают связать свою жизнь с этой профессией. Для ребенка театральная студия – это прежде всего возможность развить необходимые навыки и умения, научиться ответственности, улучшить внимание и память, и многое-многое другое.

Театр – дело коллективное, и от каждого зависит результат. И ребенок начинает включаться, осознавать, что ему нельзя подвести товарищей, что ему следует быть собранным, внимательным, выучить текст. Появляется личная зона ответственности. Если до занятий ребенок был очень конфликтный, все время перетягивал одеяло на себя и соответственно получал за это замечания, одергивания и тычки, то на занятиях ему не будут делать замечания, а направят эту энергию в нужное русло. Есть множество приемов, как это сделать. Например, попросить его, как пример для остальных, показать какое-то упражнение или возложить на него ответственность за что-то в спектакле, что у него хорошо получается. Дать организационные поручения, например, отвечать за реквизит. И у ребенка появляется дело, зона ответственности, он в круге внимания, и ненужная пустая конфликтность уходит.

Если говорить о развитии, то нужно помнить, что актеру приходиться постоянно держать огромное количество задач. Например – выйти в нужное время на сцену, сказать нужный текст, услышать партнера, работать в сочетании с музыкой, импровизировать и при этом иногда еще петь и танцевать. И все это может делать дошкольник 6 лет! Дополнительный плюс ранних занятий – развитие самостоятельности. Ребенок выполняет все эти задачи, сам  справляется с ними и понимает, в конце концов, что он может все сделать сам, без мамы!

И еще очень важно, что все дети в группе из разных детских коллективов (школ, детсадов). Они знакомятся только на занятиях. В этом новом коллективе у них появляются новые ритуалы, правила и способы общения. Никто никого не обижает и не насмехается. И те дети, которые раньше были очень зажаты, стеснительны, даже громко говорить боялись, начинают раскрываться, становятся свободнее, понимают, что выйти на сцену и что-то сделать – это не страшно.

Занятия в театральной студии в идеале должны составлять из себя целый комплекс, даже если педагог один и нет отдельных преподавателей речи и пластики. Упражнения по сценической речи, по пластике, упражнения актерского тренинга, а также репетиции с обязательной финальной точкой – выпуском спектакля. Так как он является показателем изменений, произошедших с ребенком за это время и той целью, к которой стремились студийцы. При отсутствии такой финальной точки дети не видят результат своей работы.

Для занятий необходимо разделение детей по возрасту, так как приемы, упражнения, да и подход к детям в каждом возрасте отличается. Подростки и младшие школьники выбирают это занятие осознанно, по крайней мере, многие их них. Родители подростков рады, что у ребенка есть увлечение, которое формирует его жизнь, расширяет кругозор, увеличивает культурный багаж. В студии нужно много читать хорошей литературы, а это несколько отвлекает от соцсетей и компьютерных игр.

Средние и младшие школьники в основном тоже понимают,  чего хотят. После нескольких занятий они могут самостоятельно определить, подходит ли им этот кружок. Родители таких детей, приводя их в студию, хотят раскрепостить ребенка, снять зажимы и просто научить, скажем, ярко отвечать у доски. Но бывает, что детей приводят для перевоспитания. Взрослые надеются, что в студии он сумеет найти свое место в коллективе. И это тоже происходит, ребенок включается в то, что важно для всех и важно для него тоже. Он не стремится разрушить тот микрокосмос, который существует у нас. Иногда результаты просто удивительны. Впрочем, актерское мастерство – это же своего рода арттерапия.

Дети в детской театральной студии

Что же касается малышей, то конечно, их приводят родители. Стремление родителей – раскрыть ребенка, понять, в какую сторону дальше развиваться. Бывает, что родители хотят сделать из ребенка звезду. В таком желании нет ничего страшного, и педагоги, рассказав про все «подводные камни» и проблемы, с которыми придется столкнуться,  по мере сил помогают им в этом и потом с удовольствием смотрят, как их воспитанники снимаются в рекламе или сериалах.

Самих детей на занятиях интересует, прежде всего, атмосфера игры. На занятии должно быть комфортно, интересно, не скучно. Все навыки должны даваться в игровой форме. Особенно малышам. То есть ребенок играет, и при этом получает знания незаметно для себя самого. Все занятия, у всех возрастных групп, начинаются с разминки и упражнений, направленных на концентрацию внимания. Репетиционные занятия, на которых идет прогон  будущего спектакля, чередуются с занятиями актерского тренинга, где даются игры и упражнения русской театральной школы, адаптированные под конкретный возраст. В группах всегда есть здоровая конкуренция за роли, и стремление детей сыграть понравившуюся роль является стимулом для плодотворных занятий. При этом обязательное условие – каждый ребенок участвует в спектакле, для каждого маленького актера есть роль.

Дети приходят очень разные, некоторые так зажаты, что совершенно не хотят даже играть в группе. Был один мальчик, дошкольник, который при  прекрасном интеллектуальном развитии просто не выходил на сцену вообще. Не пойду и все. И вот пока Александр работал с остальной группой,  Надежда с ним сидела в уголке и разговаривала за жизнь. Два месяца! Родители у мальчика оказались очень грамотные и понимающие и были готовы к тому, что процесс займет время. И вот два месяца они с ним болтали, потом он стал выходить на самые яркие упражнения-игры, буквально на 10 минут. Потом подольше, потом ползанятия незаметно для себя мог отзаниматься. Через два года у него была уже главная роль в спектакле. Сейчас он снимается в рекламе, например, в олимпийских  роликах, где дети изображают разные виды спорта.

Отбирая драматургический материал, который будет играться подростками, нельзя проходить мимо каких-то проблем, существующих в обществе. Важно, чтобы у ребят была цель не только сыграть спектакль, но и изменить что-то в жизни в лучшую сторону. Авторский проект Надежды «Собачья жизнь» направлен на привлечение людей к проблеме бездомных и содержащихся в приютах животных.

Ребята играют очень пронзительный спектакль по мотивам повести К. Сергиенко «До свидания, Овраг» про бездомных собак и в финале выходят с портретами реальных собак, которые ждут в приюте своих будущих хозяев. В фойе театра стоят стенды с фотографиями собак, волонтеры приютов привозят щенков для устройства их в семьи. Сборы за спектакль передаются в приюты.

бездомные собаки.jpg

А вот идея создать студию детского мюзикла возникла у Александра, когда он обнаружил, что часть студийцев посещает также вокальную и хореографическую студии. Поняв, что есть часть детей, которым интересен синтез трех искусств, открыли студию «Мюзикл» при Лианозовском театре. Дети занимаются актерским мастерством, хореографией, вокалом групповым и индивидуальным, все в комплексе. Результатом таких занятий является мюзикл, который показывают неоднократно. В прошлом сезоне выпустили мюзикл «Непослушные котята» с группой детей 4-6 лет. И дети-дошкольники играли мюзикл длительностью 30 минут, пели, танцевали, играли роли. Этот мюзикл принимал участие в фестивале «Театральная весна».

Еще один интересный проект «Театральное лето». В июне для студийцев, которые не разъехались отдыхать, проходит интенсивный курс, и в конце ставится маленький спектакль-сказка. Собирают в этот проект специально всех, разных возрастов – и детей, и взрослых. Получился очень интересный эксперимент. Когда люди разного возраста от 4 до 45 лет выполняют вместе одинаковые упражнения, возникает потрясающая атмосфера. Они поставили сказку «Колобок» где, например, колобка играл военный 45 лет, двухметрового роста, а Зайчика – девочка 5 лет. Результат превзошел их ожидания.  Получился интересный, очень смешной и яркий спектакль, все участники получили большое удовольствие.

Создание звезды – дело сложное и хлопотное, зачастую родители даже не представляют, какое количество времени и сил это занимает. Бесконечное стояние в очередях на кастингах является только вершиной айсберга. Ребенок устает, пропускает школу, а роль может достаться не сразу или не достаться совсем. Ребенку нужно постоянно обновлять портфолио, так как он растет. Это время и деньги. И самое главное – только очень психологически стойкий ребенок может выдержать, что в какой-то проект он не нужен. При том, что ситуация может повторяться изо дня в день, из кастинга в кастинг. И причина не в том, что он не талантлив или не красив, а потому, что у продюсера другой взгляд и ему нужен другой типаж. Вот от этого может быть психологическая травма и создаться неверное представление о профессии. Но актерская профессия – это не постоянные кастинги, а планомерное развитие, учеба и рост в выбранном направлении. Именно это поможет потом в случае выбора этой профессии.

Театральных студий сейчас множество и, безусловно, среди них есть очень достойные. Но, к сожалению, встречаются и другие. Чтобы не ошибиться с выбором, могу дать несколько советов. Если в театральной студии, не видя вашего ребенка или видя его один раз, вам обещают сделать из него звезду экрана, вот только портфолио у них сделайте, и шоу-рил (видеозапись), и заплатите за постановку в базу – не тратьте свое время на выяснение цены вопроса. Это обман. Никто не знает, на что способен ребенок, его надо все-таки чему-то научить и главное, какое бы ни было дорогое портфолио и шоу-рил – решение принимает продюсер и режиссер.

Детский театр.jpg

Обращайте внимание на оснащение театральной студии. Самый лучший вариант, конечно, если студия при профессиональном театре и занятия проводятся на сцене, во всяком случае, у студийцев есть возможность на ней бывать. У студии должно быть техническое оснащение, свет, звук, декорации и костюмы для спектаклей.

Очень важный момент – образование педагога и его профессиональный опыт. Не поленитесь посмотреть документы об образовании, в любой приличной студии их ксерокопии находятся в открытом доступе. Поищите сведения о педагоге в интернете. И все-таки самое важное – это педагог, его личность, его умение наладить контакт с ребенком. Особенно это касается малышей. Умение создать  в студии атмосферу доверия и творчества, пробудить живой интерес к занятиям – задача педагога. И тут неплохо послушать рекомендации тех, кто уже в студии. Многие дети ходят на педагога.

Средняя стоимость занятий  в зависимости от количества часов и предметов от 2500 – 8000 рублей в месяц. Есть студии, где за месяц обучения просят и 10 000 и 15 000р, обещая золотые горы и звездную карьеру или потрясающий спектакль, который сделают за один-два месяца. Александр однажды  работал в студии, в самом центре Москвы, где должен был поставить с детьми спектакль за 4 занятия. Это профанация, и не имеет никакого отношения к процессу обучения. Мотивируют создатели такой студии тем, что родители как можно быстрее хотят увидеть своих детей на сцене и готовы за это платить большие деньги.  Жаль детей, которые попадают в такую ситуацию. Родители должны понимать,  что в обучении театральному мастерству главное – процесс. Это не быстрое дело.

Нужно понимать, что все должно иметь адекватную цену. Если студия оснащена, и в итоге на спектакле для ваших детей сделали декорации, одели их  в хорошие костюмы (специально для них пошитые), записали фонограммы, выдали хорошие микрофоны (если это мюзикл), или подключили других педагогов, провели мастер-классы по смежным дисциплинам – то это одна цена. А если театральная студия расположена в комнате 12 квадратных метров и там стоит магнитофон (или и его нет),  и при этом просят большие деньги – стоит задуматься.

Рассказать о средней заработной плате педагога сложнее, она слишком разнится. Начиная от МРОТа (12 000р) в государственных учреждениях и заканчивая зарплатой в дорогих студиях в центре Москвы (до 60 000 р). К сожалению, есть и такие театральные студии, где оплата педагога почасовая,  независимо от количества детей, и эта сумма 500-1000 рублей в час. В таком случае педагог не заинтересован в том, чтобы к нему ходили, ведь проще работать с небольшой группой. Качество работы, отдача педагога зачастую в таких студиях очень низкая, да и работают там случайные люди.

Семейный гороскоп