Как воспитать счастливого ребенка: 3 главных совета
Как воспитать счастливого ребенка: 3 главных совета от Гордона Ньюфелда
Гордон Ньюфелд — всемирно известный клинический психолог, эксперт в вопросах становления и развития детской личности. В 2012 году на русском языке вышла его книга «Не упускайте своих детей», которая рассказывает о том, как родителям не потерять связь с собственными детьми. Ключевое понятие всех работ Ньюфелда — привязанность (устойчивая психологическая связь между ребёнком и его семьёй; без такой связи, без эмоциональных условий, которые она создаёт, невозможно гармоничное развитие ребёнка).
«Летидор» побывал на семинаре Ньюфелда «Факторы обучаемости. Что нужно детям для успешного развития», организованном представительством его Института в России, и делится самыми важными мыслями психолога по этой теме.
Ребенок успешно развивается, если для этого созданы соответствующие условия
Когда мы подходим к вопросу обучения детей, то чаще фокусируемся только на одной стороне этого процесса — развитии интеллекта. Мы увеличиваем объемы и качество информации, которую получает ребенок. Внимательно выбираем методики подачи материала. Нам кажется, что эти пути единственно верные для достижения успеха. Но бывает так, что ни первое, ни второе не гарантирует результатов. И тогда самое время задуматься, что же на самом деле необходимо моему ребенку для успешного развития?
В каждом человеке от рождения есть потенциал к развитию. Его раскрытие происходит спонтанно, когда для этого созданы благоприятные условия. Садовник, чтобы взрастить цветок, сделать его пышным и красивым, подбирает подходящее место, выкапывает яму нужной глубины, насыпает удобрение — а дальше лишь наблюдает, как растение развивается и приносит плоды.
Так и родителям, которые заботятся об успешности своих детей, нужно брать пример с садовников и создавать подобающие условия для человеческих «ростков». Не нужно учить ребенка, как правильно развиваться, важно предоставить все необходимое для этого и всегда быть рядом.
Что необходимо ребенку для обучения (факторы обучаемости по Ньюфелду)
Предоставляя необходимые условия ребенку, мы можем наблюдать за становлением его личности. Сначала малыш развивается в материнской утробе, затем рождается, ползает, начинает ходить. Где-то в 3 года он психологически отделяется от мамы. Ключевые аспекты процветания человека происходят из близости, которую дают ему родители в первые годы жизни.
- Любознательность и независимость
В 3-4 года малыш становится любопытным и независимым. Это происходит, когда ребенок чувствует безопасность, опору во взрослом. Мысль о том, что мама где-то рядом и любит его, дает ему энергию дерзновения для изучения этого мира. Но тут важно не упустить один момент. Не надо настаивать, чтобы ребенок был любознательным и самостоятельным. Если мы будем говорить «делай это сам», его воля отключится и малыш уже не научится проявлять инициативу, а будет подстраиваться под наши желания. А значит, потеряет естественную любознательность, которая так пригодится ему в школе и в жизни.
- Умение извлекать уроки из собственных ошибок
Очень важно, чтобы ребенок ошибался. Уберегая его от ошибок, мы лишаем его опыта, который он приобретает и о котором может поразмыслить.
Стоить учитывать, что он учится на своих ошибках (и делает это с удовольствием!) только тогда, когда находится «у руля». Дайте ребенку возможность нести ответственность за свои действия — и он сможет извлекать из ситуаций практический смысл. Таким образом вы научите его противостоять трудностям.
Но с другой стороны, хорошо, когда мама или учитель делают что-то, что малыш не в силах проконтролировать. В этот момент ребенок испытывает чувство разочарования — а значит, получает опыт бесполезности, учится адаптироваться к обстоятельствам. Это качество также поможет ему в обучении.
- Понимание, что жизнь состоит из противоречий, и умение справляться с ними
Все когнитивное развитие человека основано на противоречиях. Умение сомневаться и осознавать противоречия — один из признаков зрелости. Маленькому ребенку, которому 4 или 5 лет, очень сложно понять, каково это — умещать в своей голове два противоположных мнения. Дети от рождения очень консервативны и склонны к догматичному мышлению. То есть могут принять только одну точку зрения. Тут наша задача как взрослых подтолкнуть их к мысли о том, что по каждому вопросу есть несколько мнений.
Например, старший ребенок недоволен тем, что младший отнимает у него игрушки, и злится на него. Он одновременно хочет и не хочет поделиться этой игрушкой. В этот момент он испытывает раздражение, но ведь от этого не перестает любить своего братика или сестренку. Если мы спросим его, какие чувства он испытывал в тот момент, когда малыш отнимал его игрушку, то, скорее всего, получим однозначный ответ: «Он меня разозлил». Тогда наша задача — подвести его к мысли о противоречиях в его голове.
Постепенно ребенок сам придет к этому. И это будет признаком зрелости и баланса, которые помогут ему продвинуться в обучении.
Итак, когда мы создаем условия для появления ответственности, а также способности учиться на своих ошибках, принимать противоречия, ребенку намного проще войти в мир разных мнений и точек зрения. Если в его багаже к началу обучения есть эти три составляющие, то вне зависимости от внешних факторов (методики, профессионализма учителя) он добьется хорошего результата.