Как воспитать ребенка успешным: сказание о "Золотом ключике"
Как воспитать ребенка успешным: сказание о "Золотом ключике"
Как вы думаете, везение – это случайность или судьба? На одного валятся все дары жизни – хорошее образование и денежная работа, семья, здоровые успешные дети и т.д., а другой, как ни старается лбом прошибить стену, ничего у него толком не получается, увы. Если что-то понять невозможно, остаётся обращаться к высшим силам или психотерапевту, ведь все проблемы идут из детства...
Но есть и другой путь формирования успешной личности еще с самых юных лет. С этим альтернативным путём я познакомилась в Центре, которым руководит _ Юрий Николаевич Белехов _. Альтернатива заключается в формировании у ребёнка продуктивного мышления, подкреплённого мотивацией. Что может быть лучше?
Хотя всегда есть искушение свалить всё на судьбу-злодейку, на самом деле «как потопаешь, так и полопаешь», т.е., как мы думаем, так мы и живём. Если мы хорошо понимаем, чего же хотим и как этого добиться, то существует большая вероятность, что всё получится. В этом и заключается система, которую успешно применяет Юрий Николаевич при работе с разными детьми - как с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (синдром СДВГ), так и с одарёнными детьми.
Изюминка этой системы – создание весёлой игровой атмосферы, в которой взрослые формируют у ребёнка чёткость мышления и подкрепляют результаты положительными эмоциями. Выглядит это так: ребёнок с упоением играет (выполняет интересные задания) и получает в конце награду, а в это время у него формируется привычка чётко думать, ориентируясь на результат.
Всё гениальное просто. И эта система – тому подтверждение. Представьте, ребёнок вовлекается в какой-либо интересный процесс. И вы вместе с ним проговариваете:
1. ЦЕЛЬ (что я хочу?)
2. МОДЕЛЬ (что мне для этого надо?)
3. ПЛАН (как я буду это делать?)
4. ОЦЕНИВАЕТЕ РЕЗУЛЬТАТ (что я получил в итоге?)
Эти четыре шага к успеху (четыре стратегии) можно формировать во время любой деятельности ребёнка: любая игра, совместное приготовление чего-либо вкусного, совместная уборка, и так - до бесконечности.
Но есть два «секретных слова» в этом волшебном действии. Первое – это проговаривание вслух самим ребёнком своего намерения. И второе – положительное подкрепление результата работы (обязательно – эмоциональная поддержка и плюс какие-нибудь материальные бонусы).
Четыре стратегии на практике
В программе «Золотой ключик» в центре Ю.Н. Белехова ребёнок участвует в увлекательной игре. В процессе этой игры ребёнок должен пройти ряд испытаний, применив все 4 стратегии мышления, и в результате он получает бОльшую или мЕньшую похвалу (выраженную в каких-либо приятных ребёнку предметах). Важно, что поддержка ребёнка осуществляется в русле позитивной педагогики, а не через укоры, обвинения или наказания. Во время испытаний идёт смена деятельности: интеллектуальные задания чередуются с двигательными. А в конце ребёнок получает восхитительные цветные камушки, которые очень любят все дети (вспомните своё детство!). Количество камушков соответствует успехам ребёнка и наглядно демонстрирует продвижение каждого участника.
Одна из успешнейших находок Центра Ю.Н. Белехова – обучение ребёнка хождению по канату. Это происходит, естественно, не под потолком, а всего в 10-ти см от пола, застеленного матами.
Травмироваться просто невозможно, а вот преуспеть в формировании привычки концентрировать своё внимание можно очень хорошо. Попробуйте ходить по канату с рассеянным вниманием.
Кроме того, эта техника замечательно повышает у ребёнка уверенность в своих силах. Интересно, что ребёнок приобретает навыки хождения по канату всего за несколько занятий!
Очень важно, что в системе Ю.Н. Белехова большое внимание уделяется самим родителям. Во время занятий в группе «Мудрые родители» родители получают необходимую информацию об эффективных педагогических решениях. Например, родителям было бы очень хорошо вести дневник, в котором они бы отмечали, как их ребёнок осваивает каждую из стратегий мышления. Тогда становится понятным, на каких вопросах следует сконцентрировать усилия. Кроме того, этот дневник очень хорошо организует и самих родителей в процессе воспитания их ребёнка.
А ещё можно вместе с малышом формировать у него навыки хорошего поведения, а также умение следовать расписанию, причём, даже с удовольствием! Но об этом – в следующий раз.
Итак, формирование у ребёнка способности концентрировать внимание, собранно действовать и мыслить – это дело рук родителей, пока ребенок еще мал. Причём дело очень благородное и благодарное, если подходить к нему осознанно.