Опубликовано 10 декабря 2017, 08:20

Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Мама 3-летнего мальчика и колумнист популярного портала Popsugar.com Джессира Аер разбирается, почему одни события мы помним с самых малых лет, а другие сокрыты в самых дальних уголках нашей памяти.
Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Когда мне было пять лет, я была храброй смелой девочкой. Лазить по деревьям, крышам и прыгать с тарзанки было моим любимым занятием. Но одним декабрьским вечером мой бесстрашный дух был сломлен. В очередной раз я залезла на высокое дерево и хотела спрыгнуть вниз на батут, но промахнулась. Когда я упала, я услышала щелчок. Это щелкнула кость моей руки.

Тот день я отчетливо помню. Тогда я впервые получила перелом. Мама тут же повезла меня в больницу, накинув на мою руку полотенце. Она сказала не смотреть на травму, но так как я была очень настойчива, я все же откинула полотенце.

Каков же был мой ужас, когда я увидела, что моя рука выгнута в неестественной форме.

Несмотря на то что травматическая память превалирует над другими ее видами, я запомнила не только этот жуткий перелом. Я также помню имена своих лучших друзей, с которыми мы дружили, когда нам было пять лет. Мы общались всего пару лет, но, несмотря на это, их лица до сих пор у меня в голове. Я не помню все свое детство досконально, от него остались только туманные воспоминания.

И вот сейчас я мама трехлетнего мальчика, и мне интересно, что же будет помнить он. Возможно, нашу вечернюю рутину: ужин, купание, игровое время, чтение книжки и ночные колыбельные. Или, может быть, проведенное на море лето?

Мне любопытно, могу ли я как-то повлиять на его воспоминания и гарантированно сохранить в его памяти какие-то важные для меня моменты. На эти вопросы мне ответила доктор психологических наук Рене Спенсер.

Память детей до 3 лет

Недавние исследования долговременной памяти у младенцев показывают:

единственное, что ребенок никогда в своей жизни не забудет, — это материнский голос.

Проведенные эксперименты показывали, что малыши, как только слышали голос матери, мгновенно давали реакцию — улыбались или успокаивались. Ученые считают, что такая реакция может быть связана с развитием малыша еще в материнской утробе.

Доктор Спенсер говорит, что «это первое место, где мозг младенцев начинает поглощать информацию, и вполне вероятно, что память малыша хранит голос мамы, который он слышал еще в утробе».

Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Память детей в дошкольном возрасте

Повторение — мать учения. Особенно для детей 3-7 лет. Ранняя память и интеллект особенно активно развиваются именно в этом возрасте. Чем больше родители повторяют ребенку одну и ту же информацию, тем крепче малыш усваивает ее, и следовательно, это помогает развивать память.

Я поражена, что мой сын может запомнить книгу после ее прочтения один или два раза.

Но теперь я понимаю, что причиной этому является то, что мы каждый вечер перед сном читали одни и те же сказки. И именно повторение способствует развитию долговременной памяти.

Также доктор Спенсер уверена: родители, которые хотят сохранить в памяти своих малышей какие-то события, должны делать фотографии. Когда ребенок вырастет, снимки помогут восстановить утерянные в памяти детали.

То, что у детей лучше развита визуальная память, — доказанный факт.

Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Болезненные воспоминания

Как я уже писала, я могу вспомнить каждую деталь того дня, когда я сломала себе руку. А вот свой день рождения в том же году, Рождество и семейный отдых я припоминаю с трудом. Доктор Спенсер объясняет это тем, что в возрасте 3-7 лет плохие воспоминания превалируют над хорошими.

«Память у детей устроена таким образом, что негативные события откладываются в ней лучше. Таким образом мозг как бы пытается обезопасить себя от повторения негативного опыта», — считает доктор Спенсер.

Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Память детей 6-10 лет

Как только дети становятся школьниками (6–10 лет), долговременная память начинает развиваться более активно. В этом возрасте в гиппокампе, отвечающем за обработку долговременной памяти и эмоциональные реакции, происходят значительные изменения.

Мозг ребенка способен более эффективно хранить и упорядочивать информацию.

Должно быть, поэтому большинство взрослых более или менее осознанно помнят события из второго и третьего классов школы и далее.

Конечно, когда я думаю о том, что мой сын, скорее всего, не вспомнит, как мы путешествовали с ним в Диснейленд, как он увидел дикого лося на Аляске и как здорово мы справляли наши семейные праздники, мне становится немного грустно. Однако я делаю фотографии, делаю записи, чтобы по ним он смог через несколько лет восстановить цепочку событий и сказать: «Мам, какое же крутое детство у меня было».