Как улучшить детскую память
Как улучшить детскую память
Вопреки распространенным представлениям, человека нельзя заставить учиться. История знает немало случаев, когда будущие гении начинали занятия не по собственному желанию, а из-под палки. И все же гораздо больше великих людей были закоренелыми двоечниками и находили свой путь скорее вопреки насильственному образованию. Попытки «мобилизовать» ребенка с помощью «кнута», переломить нежелание или «лень», могут закончиться очень плачевно. Чем больше стресса получает ребенок во время учебы, тем меньше шансов, что заученное станет знаниями. Разница между ними предельно проста – первое невозможно применить.
Наш мозг обладает определенными средствами самозащиты. Информация, которая поступает на фоне стресса, автоматически фильтруется и почти ничто из «изучаемого» не попадает в те отделы головного мозга, где формируется долговременная память. Ребенок скорее запомнит собственные эмоции страха, нежелания, скуки, а не то, чему его пытались научить. Именно поэтому очень важно создавать как можно более комфортную и приятную обстановку перед началом занятий. Можно придумать какую-то веселую игру, поделать несколько минут что-то, что доставит ребенку удовольствие и радость. Слишком увлекаться тоже не стоит, чтобы сам переход от веселого занятия к урокам не стал дополнительным стрессом. Просто постарайтесь, чтобы ребенок начинал учиться в хорошем настроении.
«Анонс» будущих знаний
Как действуют анонсы новых фильмов? Они сообщают нам ровно столько о картине, сколько нужно для того, чтобы привлечь внимание и пробудить любопытство. Причем достаточно всего нескольких секунд, пары ярких предложений. Большинство людей забывает увиденное или услышанное таким образом очень быстро, и, тем не менее, анонсы почти всегда достигают своей цели. Если в ближайшее время человек снова столкнется с информацией об этом фильме, он почти наверняка обратит на нее более пристальное внимание. Так устроен наш мозг – работает механизм «что-то я уже об этом слышал».
Память человека устроена по принципу образцов. По сути наши воспоминания – определенная «сетка» нейронных связей. Самый эффективный способ сохранить новую информацию надолго – связать ее с уже имеющимися «образцами-воспоминаниями». Активизировать учебную память ребенка можно, применив тот же самый принцип. Узнайте, какая следующая тема. Постарайтесь кратко, но по возможности ярко что-то рассказать о ней ребенку. Покажите интересный видеоролик или просто картинку и немного прокомментируйте. Не нужно заранее объяснять новый материал, достаточно просто сделать краткий «анонс» темы, как можно более интересным и занимательным способом. Когда ребенок снова столкнется с ней на уроке, сработает полученное раньше воспоминание, новая информация вызовет любопытство, будет воспринята с большим вниманием, соответственно и запоминание будет эффективнее.