Как развивать таланты ребенка, чтобы он рос успешным и счастливым
И не загубить мотивацию© Depositphotos
Наверняка у вас найдутся знакомые, которые стараются сделать из своих детей пианистов, юристов, врачей (подставьте любую профессию) только потому, что сами когда-то хотели стать ими?
Разглядеть талант — только половина дела. Не менее важно гармонично его развить, чтобы ребенок не потерял мотивацию к любимому делу.
Об этом и других сложностях, связанных с раскрытием дарований детей, «Летидор» попросил рассказать Майю Мёллер Гримакову, руководителя проектов Letovo.Kids и Letovo.Junior (@letovo.junior)
Как разглядеть способности ребенка
Хотя о предрасположенностях ребенка к тому или иному делу можно говорить, когда ему исполняется семь-восемь лет, первые ростки таланта пробиваются уже в три-четыре года. Разглядеть их может опытный педагог, а также родитель с помощью нескольких инструментов. Есть несколько занятий, которые помогают малышам раскрыть свою индивидуальность.
Во-первых, чтение сказок. Когда мы читаем с ребенком сказки, он учится фантазировать и мечтать. Если прислушаться к его фантазиям, то мы узнаем о малыше много нового, в том числе чем бы он хотел заниматься.
Во-вторых, музицирование и занятия пением. Когда человек поет, он раскрепощается. Чем свободнее ребенок будет чувствовать себя, тем больше вероятность, что он быстрее раскроет свои таланты.
В-третьих, свободная игра, без подготовленного родителем сценария. В игре видно, как человек мыслит, как справляется с трудностями. Даже сам выбор сюжета игры уже расскажет о склонностях ребенка.
Взрослым свойственно преуменьшать значение игры. Мы забываем, что она является основополагающим видом деятельности для дошкольников. Именно в игровой форме мы можем развить мышление, любознательность, талант ребенка. Мы торопимся научить детей счету, чтению и письму, пропуская важный этап развития. Но нам необходимо запастись терпением и отвечать на все детские вопросы и не форсировать уровень развития ребенка. Зазубривание таблицы умножения не развивает мышление, особенно когда ребенок не понимает суть математической операции.
Игра, чтение сказок — необходимая база для нормального обучения ребенка в школе.
Процесс учебы (и раскрытия талантов) можно сравнить со строительством дома: если не заложить надежный фундамент, то дом будет шатким и со временем развалится.
Не стоит торопить события и искать таланты с пеленок. В 7-8 лет они проявятся сами, как правило, в младших классах так или иначе дети заявляют о своих интересах. Задача взрослых на этом этапе — создать подходящую среду для эксперимента, дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных сферах. Хочет на футбол? Пожалуйста! В следующем месяце решил заняться рисованием? Соглашайтесь. Разрешайте ему пробовать новое и отказываться от того, что не нравится. Как показывает моя практика, ребенок обязательно возвращается к тому делу, где у него проявились особые способности, от которого он получает удовольствие.
Как развивать талант, чтобы не навредить
Сам по себе талант, которым обладает большинство детей, ничего не значит и раскрывается только с приобретением опыта и необходимых навыков. Ребенку очень важно знать, что его способности будут совершенствоваться только в том случае, если он будет прилагать усилия.
Поэтому как только мы замечаем склонности ребенка, надо обдумать, как правильно удобрить благодатную почву, чтобы росток таланта чувствовал себя хорошо и развивался правильно.
Поделюсь примером из практики. Мальчик в 7 лет проявил интерес к игре на фортепиано. Поначалу он посещал занятия с охотой, но стал быстро уставать и отказался от встреч с преподавателем. Родители не давили на него, не уговаривали продолжить («Давай 30 минут поиграешь и потом получишь конфетку» и т.д.), а сделали в занятиях продолжительную паузу.
Через пару недель ребенок вспомнил о своем интересе и попросил у родителей возобновить занятия. И тогда мама и папа воспользовались этой ситуацией как поводом, чтобы установить свои правила. Они напомнили сыну, что прекратили занятия по его инициативе.
- Помнишь, ты сам не хотел больше заниматься?
- Да, мама, но я передумал!
- _Мы не можем позволить себе платить за целый месяц, чтобы ты занимался на инструменте один раз, а потом отказывался от встреч. Поэтому, если ты действительно опять хочешь заниматься, давай договоримся, что ты не отказываешься от встреч.
Развивать талант — работа, которая требует усилий. Если ты вновь захочешь прекратить уроки, то на этот раз окончательно._
Такой устный договор хорошо работает с детьми.
Позже, когда ребенок уставал и у него было желание вновь отказаться от занятий, родители напоминали ему о заключенном контракте, а также спрашивали, чем ему помочь. Если бы он вновь настоял на прекращении занятий, они бы убрали инструмент насовсем.
Как правильно хвалить, чтобы не отбить интерес к любимому делу
Развивать талант можно разными способами, в том числе с помощью наказаний, манипуляций, лишений, но тогда детство ребенка омрачится неприятными воспоминаниями и вряд ли будет счастливым.
Я не сторонник насильственных мер. Да, раскрытие дарования — тяжелая работа. Но мы всегда можем найти способ поддержать маленького человека на нелегком пути. Если ребенку сложно держать внимание в течение 40 минут урока, необходимо создать условия для преодоления этой трудности. Например, использовать на занятиях песочные часы, чтобы сделать абстрактное понятие времени более осязаемым. И когда малыш устанет через 20-25 минут после начала урока, показать ему на песочные часы. Когда ребенок видит, что до окончания урока осталось совсем немного времени, у него открывается второе дыхание. Наверняка вам тоже знакомо это чувство, когда вы видите финиш и начинаете невольно ускоряться, даже если сил почти нет?
С возрастом ребенок научится преодолевать усталость, но пока навык не закрепится, родителям и преподавателю придется искать способы поддерживать мотивацию.
Важно замечать, что ребенок устал, и подтверждать ему его чувства: «Я вижу, что ты устал, но осталось совсем немного, борись». В конце занятия приятным бонусом будет похвала: «Ты устал, но боролся, я видела это» или «Видела, что тебе было непросто, но ты проявил стойкость. Горжусь тобой». Если ребенок справляется с поставленными задачами хорошо, то мы всегда стараемся немного усложнить урок, чтобы для достижения цели ему пришлось проявить упорство.
Главной наградой по завершении урока должно быть чувство счастья, удовлетворения от достижения поставленной цели. Первое время очень важно подчеркивать это, обсуждать с ребенком чувства, которые он испытывает. Например, так: «Как ты себя чувствуешь? Это называется счастьем! А знаешь почему? Потому что ты боролся и у тебя получилось».
Так мы закрепляем в его голове связку «счастье следует за тем, что я боролся и победил».
Если мы не поговорим с ребенком о его чувствах, а сразу дадим ему награду, например конфету, мороженое, то он будет думать, что счастлив от того, что получил материальное вознаграждение. То есть сформируется связка «когда я добьюсь цели, я что-то получу». Людям с такой установкой сложно наслаждаться процессом и испытывать счастье от самого достижения цели. Они стремятся к цели, потому что ждут награды или одобрения извне.
Поощрять ребенка мороженым или наклейками нормально, но это не должны быть единственные способы стимулировать его интерес. Наша задача все-таки не только развить талант любыми способами, но сохранить ребенку счастливое детство, а также подготовить почву для интересной и радостной жизни в будущем.
Фото: Depositphotos, Freepik