Опубликовано 14 июля 2019, 00:30

Как рассказать ребенку о профессии инженера, которая будет популярна еще много лет

Преподаватель МГТУ им. Баумана и отец двоих сыновей объясняет доступно, что представляет собой профессия современного инженера и как заинтересовать ею ребенка.
Как рассказать ребенку о профессии инженера, которая будет популярна еще много лет

© VOSTOCK

Специалисты по профориентации прогнозируют, что в ближайшие 10-15 лет специальность инженера будет одной из самых востребованных на рынке труда. Известно, что в 2018 году около 15% выпускников подало документы на направления, связанные с инженерией и технологиями. В этом году Минпросвещения ожидает, что число абитуриентов, поступающих на технические специальности, опять возрастет.

Несмотря на оптимистичную статистику, большинство школьников (и не только!) до сих пор слабо представляет, что скрывается за популярной специальностью.

Чтобы помочь вам разобраться, кто же такой современный инженер, и заинтересовать ребенка этой профессией, мы попросили рассказать о ней кандидата технических наук, преподавателя МГТУ им. Баумана и отца двоих сыновей Максима Талызина.

Чем занимаются современные инженеры

Обратимся к классическому определению: инженер — это специалист с высшим техническим образованием. Читая это определение, невольно вспоминаются строки песни: «но не понятно, что конкретно ты имела в виду».

Инженер — это не просто человек со специальным образованием, это буквально «властелин машин». Нас окружает множество устройств, и все они были созданы инженерами. Зарождение идеи, расчеты и конструирование, воплощение в «железе» — все это обязанности инженера.

Этот специалист участвует на всех этапах жизни изделия — от идеи до эксплуатации.

Как рассказать ребенку о профессии инженера, которая будет популярна еще много лет

© VOSTOCK

Обладая необходимыми навыками и умениями, инженеры строят будущее. Посмотрите вокруг, вспомните недавнее прошлое, когда, например, мобильные телефоны были редкостью. Сейчас почти у каждого есть смартфон, сопоставимый по возможностям с компьютерами из недалекого прошлого. И их появлению мы обязаны инженерам.

В СССР подготовка инженеров была поставлена на широкую ногу, что создало к началу 90-х годов прошлого века ситуацию перепроизводства специалистов. Если посмотреть фильмы 70-80-х, то можно увидеть людей, которые непрерывно что-то чертят на больших конструкциях (кульманах).

Складывается впечатление, что инженер — это человек, который чертит что-то и делает что-то непонятное.

На современном уровне развития техники профессия инженера становится особенно важной, но в то же время требует огромных знаний из смежных отраслей техники: уже недостаточно разбираться только, например, в механике, нужно знать электрику, алгоритмы управления, программы для расчетов, 3D-моделирование, работу с «большими данными» и другие специальные дисциплины, например биотехнологии.

Когда я оканчивал обучение, то специалист, владеющий программой для разработки чертежей, мог зарабатывать вполне приличные деньги, сейчас же это стандартный навык выпускника вуза.

Как рассказать ребенку о профессии инженера, которая будет популярна еще много лет

© VOSTOCK

Как рассказать ребенку о профессии инженера

Подготовкой инженера можно и нужно заниматься с детства, сейчас существует множество курсов для детей. Но тут есть «подводные камни», о которые некоторые родители могут споткнуться.

Например, все знают о многочисленных курсах робототехники на базе конструкторов типа LEGO. На ранних этапах таких курсов вполне достаточно, чтобы получить начальное представление о профессии.

Но чем старше будет становиться ребенок, тем больше внимания нужно уделять развитию других навыков, например навыкам механической обработки деталей.

Исходя из своего опыта ведения кружка по деревообработке, могу сказать, что сейчас у нас очень мало кружков, где ребенок может получить необходимые навыки работы ручным инструментом или на станках. Отчасти это связано с боязнью родителей, что ребенок поранится. Однако при правильном подходе травм можно избежать: за 2 года у детей, которые занимались у меня, было две легких травмы — порез и ушиб.

Любое техническое творчество — собирание моделей, выжигание, то же LEGO — развивает технические способности ребенка. Конечно, нельзя забывать и о навыках программирования, работы с компьютерными программами, математике и физике, но без творческого опыта у человека не выйдет стать инженером.

Ребенок может успешно сдать экзамены в школе, поступить в технический вуз и даже защитить диплом по специальности, но без должного опыта у него ничего не получится.

Как получить инженерную практику еще в школе

Раньше отличительной особенностью высшего технического образования в России был так называемый «русский инженерный метод», который заключался в одновременном получении как фундаментальных и прикладных знаний, так и опыта непосредственной работы руками, чего в настоящее время катастрофически не хватает. Кстати, этот метод включен в системы образования многих стран мира, в том числе США.

Выход из этой ситуации только один — всеми силами пытаться получить этот опыт.

Как рассказать ребенку о профессии инженера, которая будет популярна еще много лет

© VOSTOCK

Хорошо, если удастся во время учебы поработать на должности, позволяющей получить необходимые навыки. Однако будет полезен любой другой опыт — ремонт бытовых приборов, компьютеров, ремонтные работы в квартире и т.д.

Главное — научиться соединять теоретические знания с практикой.

Существует еще один способ получения необходимой практики, который может применяться на всех этапах развития инженера, — моделирование.

Многие считают, что моделирование (разработка и сборка моделей тех или иных технических устройств) является никому не нужной игрой, но на самом деле это далеко не так. Эта «игра» позволяет инженеру (будущему и с дипломом) получить и совершенствовать технические навыки, необходимые на его основной работе. Так, инженеру, работающему на авиационном предприятии, сборка и запуск авиационных моделей помогут в разработке и настоящих самолетов и вертолетов.

Нельзя забывать и об иностранных языках, поскольку большинство научных и прикладных статей написано на них, а мы, к сожалению, отстаем от многих зарубежных государств.

В будущем добавится еще один инструмент — Big Data.

Я называю его именно инструментом, поскольку современная техника позволяет регистрировать большое количество параметров, а кто разберется в них лучше, чем человек, непосредственно разработавший данное устройство или процесс?

Хорошим стимулирующим фактором является участие в разнообразных соревнованиях и конкурсах, летних лагерях (школьники), стажировках (студенты), конференциях (специалисты). Только обмен опытом может обеспечить развитие собственных компетенций.

Профессия инженера требует подготовки в течение всей жизни и овладения огромным количеством навыков. Только в этом случае можно получить от профессии моральное и материальное удовлетворение, а также испытать то невероятное чувство, когда твоя идея обретает реальное воплощение. И главное — свою профессию нужно любить!

Фото: VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!