Как правильно чередовать учебу и отдых: 4 спасительных метода (попробуйте!)

Рассказываем, как сделать обучение ребенка максимально эффективным.
Рассказываем, как сделать обучение ребенка максимально эффективным.

Если вы хотите, чтобы ребенок получал пятерки, вовремя выполнял домашнюю работу и успевал посещать дополнительные занятия, научите его грамотно распределять задачи, сосредотачиваться на важных делах и вовремя отдыхать.

Юлия Григорьева, методист курса «Учиться станет легче» онлайн-школы «Фоксфорд», рассказала, какие способы помогут школьникам повысить эффективность учебы и при этом не переутомляться.

Методист курса онлайн-школы «Фоксфорд» Юлия Григорьева

1. Матрица Эйзенхауэра

Дуайт Эйзенхауэр был американским генералом и президентом, а не специалистом по тайм-менеджменту, но именно ему принадлежит фраза: «Не все срочные дела важны и не все важные дела — срочные». От соотношения важности и срочности нужно отталкиваться, чтобы расставить приоритеты в задачах.

Визуально матрица Эйзенхауэра выглядит как простая таблица с четырьмя полями: важное и срочное, важное и несрочное, неважное и срочное, неважное и несрочное.

Таблицу можно нарисовать на листе бумаги, а затем аккуратно вписать предстоящие дела в разные поля.

В поле «важное и срочное» не должно быть слишком много дел, иначе придется постоянно пребывать в стрессе и состоянии, близком к панике.

Объясните ребенку, что лучше решать задачи, пока они находятся в поле «важное и несрочное».

Иллюстрации к книге Анатолия Гения «Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице»

Так он сможет уделять им достаточное количество времени.

Например, основную часть уроков лучше выполнять днем, а не вечером, потому что перед сном домашние задания превратятся в важную и срочную задачу, а делать их придется второпях.

В поле «неважное и срочное» обычно оказываются разные отвлекающие дела: одноклассники что-то пишут в чате и нужно срочно прочитать 25 сообщений или друг прислал новый мем, который завтра уже устареет, и хочет его обсудить. На первый взгляд кажется, что нужно сразу переключаться на такие вещи, но в итоге можно потерять концентрацию, а затем долго возвращаться к действительно важному делу.

Наконец, «неважное и несрочное» — это штуки, которые ребенку действительно нравятся: компьютерные и мобильные игры, социальные сети, мессенджеры и развлекательные приложения.

От них не нужно отказываться, но в списке дел они должны идти на предпоследнем месте.

Как применять: нарисуйте вместе с ребенком матрицу и помогите ему распределить дела в первый раз — возможно, ему понравится игровой элемент метода, и он захочет пользоваться им регулярно.

2. Метод помидора

Depositphotos

Когда ребенок разобрался со списком дел и выяснил, какие задачи нужно решать в первую очередь, предложите ему попробовать метод помидора — технику управления временем, которая появилась в конце 1980-х. Ее идея заключается в том, чтобы повысить эффективность работы за счет повышенной концентрации и коротких перерывов.

На практике нужно 25 минут заниматься полезным делом, а затем устраивать 5-минутный перерыв.

Главный принцип в методе помидора — установить таймер и ни на что не отвлекаться, пока он не сработает. Затем отдохнуть 5 минут и снова взяться за работу.

Создатель метода Франческо Чирилло считал, что любой отвлекающий фактор можно отложить на 20-25 минут и сосредоточиться только на важной задаче.

Как применять:

1. Купите механический таймер, который будет тикать и звенеть, — так ребенку будет проще концентрироваться на текущем задании и вовремя делать паузы. Другой вариант — установить приложение с техникой помидора, например Focus to-do.

2. Выясните заранее, чем ребенок хочет порадовать себя в перерыве: можно написать список приятных дел, а затем поочередно их выбирать. Это лучше, чем каждый день просто играть в компьютерные или мобильные игры, к тому же вы сможете обнаружить интересные ребенку занятия.

3. Прогулки на свежем воздухе

Дети часто пренебрегают целенаправленными вылазками из дома, и это плохо сказывается на работоспособности.

Даже взрослым бывает неохота собираться, чтобы выйти на час и подышать свежим воздухом, особенно в холодное время года.

Но прогулки необходимы каждому человеку, который ежедневно тратит большую часть времени на работу или учебу — они помогают переключить внимание, дать отдых глазам, наполнить легкие кислородом и просто сменить сидячее положение на неторопливую ходьбу.

Как применять: попробуйте ежедневно выходить вместе с ребенком хотя бы на полчаса — это время можно потратить не только на перезагрузку, но и на разговор по душам и планы на ближайшие выходные или каникулы.

4. Bullet journal

Depositphotos

Bullet journal — это своеобразный дневник, который поможет ребенку стать более организованным и творческим. В него можно вписывать ежедневные дела, планы, размышления и новые идеи.

Необычный «маркированный журнал» придумал нью-йоркский дизайнер Райдер Кэрролл, которому в детстве диагностировали синдром дефицита внимания. Кэрроллу было сложно сфокусироваться на одном деле, а его мысли двигались в хаотичном порядке.

Bullet journal помогает упорядочить задачи и в результате достичь поставленных целей.

Оказалось, что такой дневник подходит большинству людей, которые хотят стать более эффективными и не терять собственные идеи из-за огромного количества повседневной информации.

Кроме того, bullet journal — еще и способ рефлексировать. Его можно заполнять во время коротких перерывов в домашней работе.

Как применять: купите ребенку bullet journal или обычный блокнот формата А5, придумайте вместе с ним систему условных обозначений для разных задач и помогите заполнить первые развороты. Их можно выделить для написания целей (главных и второстепенных) на ближайшие три месяца и этапы их осуществления. Далее пронумеруйте блокнот — обозначьте числа и даты. Оставьте в начале, в середине и в конце несколько пустых разворотов — их можно посвятить книгам или сериалам, которые ребенок хотел бы прочитать в ближайший год (пару месяцев).

Одна страница в планере — один день. Предложите записывать на нее все, что приходит ребенку в голову, обозначив записи определенными символами. Например: «•» будет обозначать обычную задачу, перечеркнутая крест на крест «•» — выполненную задачу, перечеркнутая прямой линией «•» — отмененное дело, «>» — перенесенное на следующий день дело, «*» — важную задачу, «!» — идею и т.д. Утвердите 7-10 обозначений, которые помогут ориентироваться в блокноте и структурировать информацию.

Чтобы пользоваться дневником было еще увлекательнее, выберете в магазине специальные стикеры — они порадуют даже учеников старших классов.

Выводы

Кажется, чтобы лучше учиться, детям нужно больше времени уделять занятиям. Но на самом деле гораздо важнее вовремя переключаться на продуктивный отдых: делать быстрые паузы в процессе выполнения домашних заданий и ежедневно проводить на свежем воздухе хотя бы полчаса.

Даже короткие перерывы помогают перезагрузиться и отдохнуть, а затем с новыми силами взяться за учебу. Вот попробуйте!

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Фото: Depositphotos