Как познакомить ребенка (и себя!) с умной музыкой
© Depositphotos
Музыкальный журналист и популяризатор классической музыки Ляля Кандаурова — о том, как сформировать у ребенка музыкальный вкус, распознать талант и развить его.
В каком возрасте проявляется предрасположенность к занятиям музыкой
Если у ребенка есть внимание к музыке дома или на занятиях, радость от нее, потребность в ней, то это становится заметно уже в полтора-два года.
На более серьезном уровне такой интерес сильно зависит от того, насколько развит музыкальный климат в семье. Если дома принято слушать музыку, бабушка без ума от оперы, дедушка — меломан или папа с мамой коллекционируют пластинки или работают в оркестре, то ребенок естественным образом впитает это.
«Говоря о классических признаках музыкальной одаренности, я, наверное, не скажу ничего нового: это хороший слух (ребенок напевает, повторяя мелодию), чувство ритма, общий интерес человека к музыке, наличие любимых песен, пластинок или музыкальных сочинений; в 3-4 года ребенок стремится ко всему, что связано с музыкой, ему нравится слушать, он восхищается звучанием разных инструментов и тем, как они выглядят.
Не заметить все это очень сложно, такого рода склонность — как росток, который пробивает асфальт.
— рассказывает Ляля Кандаурова. — _В то же время справедливости ради нужно сказать, что далеко не все люди, делающие музыку своей профессией и преуспевающие в ней, выказывают эту легендарную раннюю одаренность вундеркинда». _
Стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу
Этот вопрос очень индивидуален и зависит от целей семьи. Если мы говорим о получении профессии, то путь музыканта — это очень особая дорога, во многом он похож на путь спортсмена или танцовщика; в нем много физической и интеллектуальной дисциплины, много жертв и много прекрасных наград за эти жертвы.
Это сложный, увлекательный, по-хорошему старомодный путь — в овладении музыкантской профессией ничто не изменилось за последние, например, двести лет.
Но он связан с определенными лишениями, и нужно очень хорошо понимать, готовы ли вы сами и ваш ребенок на них.
Если вы уже понимаете, что музыка нужна ребенку не для того, чтобы в дальнейшем выиграть конкурс Чайковского, а для того, чтобы одной радостью в мире для него было больше, то это совсем другое дело.
Нельзя сказать, что музыкальная школа в этом смысле безусловно хороша или плоха: огромное количество людей, ходивших в ДМШ в детстве, вспоминают об этом с содроганием и отключаются от мира музыки полностью и без сожалений, как только получают бумажку об окончании.
Гораздо важнее тут встреча с Учителем — человеком, который покажет ребенку красоту и чудо музыкального мира, научит свободе и азарту, с которыми можно музицировать, увлечет прелестью ансамблевой игры.
Такой человек может встретиться вам и в районной музыкальной школе, и как рассказчик на концертах в филармонии, и в какой-то студии, и в качестве частного преподавателя.
Как привить ребенку музыкальный вкус
Для нас как-то очевидно, что привить ребенку, например, вкус к кино можно только показывая ему кино (желательно хорошее). Чтобы привить вкус к литературе, нужно читать вместе книги, сначала просто рассматривая картинки, потом обсуждая прочитанное, находя слова для своих чувств и мыслей.
Точно так же и с музыкой.
Слушайте музыку сами, получайте от нее настоящее, свое собственное удовольствие на глазах у ребенка, слушайте вместе, танцуйте, играйте, валяйте под нее дурака.
Не ставьте скучные детские песни, которые вам самим не милы, забудьте про какую-то условно «полезную» благообразную классику, если в глубине души вы считаете, что это скучновато.
Слушайте взрослую музыку, которая искренне нравится вам, но главное — регулярно и с удовольствием, чтобы ребенок видел, что музыка связана с пониманием, с искренними чувствами, с любовью.
Вот несколько правил слушателя из книги Ляли Кандауровой «Как слушать музыку», которые помогут приобщиться к миру сложной, содержательной музыки, будь то классика, джаз, электроника, рок или фолк.
Правило первое: не стройте границы
Нет музыки на каждый день и для специальных случаев, как выходной костюм (который на самом деле не носишь вообще никогда). Нет системы «высокое и низменное», где Моцарт располагается выше, чем, например, любимая панк-команда. Нет правила, согласно которому музыку в одном случае надо слушать, подпевая и прыгая, а в другом — сидя на стуле со значительным лицом.
Музыка может быть простой и сложной — это факт. Она может быть элементарно устроена (и это не значит, что она плохая), а может быть невероятно замысловатой. Может быть вульгарной и изысканной. Может быть популярной или странноватой, «не для всех».
Главное — все эти эпитеты могут касаться и так называемой классики, и всей остальной музыки.
Разделение на стили полезно разве что в музыкальном магазине — чтобы знать, на каком стеллаже найти нужную пластинку.
Впрочем, и тогда задаешься вопросами: почему этот артист попал в «рок», а не в «поп»? Почему этот — в «электронике», а не в «классике»? А этого кто поставил в «классику» — ведь это чистый поп?
Правило второе: не слушайте музыку фоном
Это касается абсолютно любой музыки, которую вы хотите «прочесть» и испытать тем самым «требовательным слухом», о котором мы говорили выше.
Найдите время и посвятите ей все свое внимание — конечно, если считаете, что именно этой музыке есть, что рассказать вам. Это немного проще сделать, если вы слушаете музыку на физическом носителе.
Представьте: вы потратили время на поиск и выбор, например, виниловой пластинки, вложили деньги в ее покупку. И вот вы пришли домой, распаковали конверт, держите довольно крупный, требующий осторожного обращения предмет (а в некоторых случаях он еще и «намагничен» историей). Наверняка тогда вы проникнетесь уважением к церемонии слушания музыки.
Однако, если вы слушаете mp3 в наушниках, внимательное «прочтение» тоже возможно: пусть на ходу, в дороге, во время прогулки, — но поместите музыку в центр вашего внимания, не выполняя параллельно никаких действий, более сложных, чем ходьба.
Читать, работать, убирать в квартире, тренироваться, вести машину, готовить, есть и засыпать под музыку действительно очень приятно. Существует масса музыки (во всех стилях и жанрах!), настраивающей на отличный рабочий, тренировочный, сонный и пищеварительный лад.
Но слушанием музыки это не называется.
По-настоящему воспринять и проанализировать то, что вы слышите, у вас не получится. Понять свою реакцию на это — тоже.
Правило третье: знайте, что за музыку вы слушаете
Это может показаться забавным, но множество людей, оказываясь на концерте, говорят потом, что ходили «на Гергиева» или, хуже того, «на скрипку».
Представьте, что вы читаете книгу, не зная ни ее названия, ни автора, ни времени, которому она принадлежит, ни языка, на котором написана в оригинале. Или что вы пришли на выставку и долго рассматриваете картины, не уточняя, кем, когда, в какой стране и при каких обстоятельствах они написаны.
Согласитесь: вряд ли кому-то захочется потратить время подобным образом! Не допускайте такого, оказавшись на концерте.
Обязательно уточните, что исполняется, в каком порядке, из скольких частей состоит, когда начинается и заканчивается. Вам будет гораздо интереснее слушать, понимая структуру сочинения и кем оно было создано. Посмотрите на фотографию или портрет композитора, узнайте, когда он жил и какое место занимает в музыкальной истории.
Иногда такая информация приводится в программке или буклете, но ее очень просто узнать самостоятельно.
Правило четвертое: слушайте разные исполнения
Если мы часто слушаем полюбившееся классическое сочинение в одном исполнении, то мало-помалу склеиваем в своем восприятии одну конкретную трактовку и произведение вообще.
Нам кажется, что соната Прокофьева — и есть то, как наш любимый пианист Y ее играет. Однако если мы услышим эту сонату в исполнении пианиста Z, то она покажется нам иной. Иногда — другой до неузнаваемости из-за разницы в темпах, произношении и артикуляции звука, строении фраз. Версия пианиста Z не дальше и не ближе к «оригиналу» сонаты, поскольку оригинала, напомним, не существует вообще.
Именно поэтому слушать знакомую музыку в разных исполнениях — так интересно: мы узнаем бессчетное множество подлинников одного сочинения.
Из-за того, что текст нам уже знаком, мелкие нюансы и детали интерпретаций слышны очень хорошо.
Иногда можно даже поймать исполнителя на неправильных нотах! Удовольствия в этом случае — еще больше, а слушательский опыт накапливается стократ интенсивнее, чем при «утюжке» одной и той же трактовки любимой музыки.
Правило пятое: верьте себе
Тяжеловесные и старомодные оперные постановки, скучные исполнения и ложный пафос — всем этим классическая музыка сильно испортила себе репутацию в глазах современного, а особенно молодого слушателя.
Иногда она слишком крепко держится за традицию: настаивает на сценических прочтениях семидесятилетней давности, на массивной величавости оформления — от дизайна афиш до облика ведущих концертов. И тогда современный слушатель может ощущать скуку, досаду, неловкость или желание рассмеяться.
Если во время оперного спектакля вам хочется закричать «не верю!», глядя на роковые страдания героев, не думайте, что с вами что-то не так.
Не стыдитесь того, что вы «не в силах понять великое искусство».
Что-то не так со спектаклем. А хорошо исполненная и здорово воплощенная на сцене классическая музыка захватывает так же, как любая другая.
Правило шестое, не относитесь к музыке потребительски
Наверное, это самое сложное правило. И одно из самых важных. Если получится ему последовать, у вас есть шанс открыть для себя громадный музыкальный мир, который иначе останется заперт.
Мы часто думаем, что музыка нам что-то должна. Что она должна быть приятной, мелодичной, расслабляющей, должна вызывать какие-то чувства — желательно вдохновение, оптимизм или легкую грусть. Удивительно, но ничего подобного мы не ощущаем к литературе. Или к кинематографу: мы оставляем за ним право шокировать, бередить, пугать и запутывать нас, показывать вещи, натуралистически отталкивающие или глубоко поражающие морально, ставить в тупик, заставлять задуматься.
Но музыка подходит к нам слишком близко: звуча в наушниках, пока мы идем по улице или занимаемся делами, она буквально повелевает нашим пульсом.
Музыка — как близкий человек, с которого «спрос» всегда больше, чем с чужого, — и поэтому должна соответствовать нашим ожиданиям.
Должна быть красивой. Приятно звучать.
Нет ничего плохого в желании получить от музыки удовольствие — было бы странно через силу слушать нечто отвратительное. Но удовольствие она способна доставить не только симпатичными звуковыми красками и щемящим мотивом.
Примите музыку странной, тяжелой, непостижимой, ни на что не похожей, холодной, некрасивой, эмоционально давящей. Дайте ей быть свободной от ваших потребительских ожиданий.
То, что вы услышите и узнаете в результате, вознаградит вас сторицей.
Фото: Depositphotos