Как поступить в театральный вуз: подробный гид для абитуриента
© пресс-служба Музыкального театра юного актера
Если ребенок планирует учиться на инженера, программиста, врача, то и самому школьнику, и его родителям более или менее понятны критерии подготовки и отбора по этим специальностям. Где-то для поступления достаточно сдать ЕГЭ и отправить их по почте, где-то дополнительно необходимо пройти испытание по выбранному направлению — написать сочинение, пройти тест или очное собеседование.
Чего не скажешь о профессии актера театра или кино. Мало кто представляет, как должна проходить подготовка ребенка к поступлению в театральный вуз.
Как выбирать вуз, на какие критерии ориентироваться, как готовиться к творческому экзамену и произвести впечатление на комиссию — на эти вопросы мы попросили ответить режиссера, актера, преподавателя ВГИКа, основателя и художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера Александра Львовича Федорова.
Как выбрать хороший вуз, который поможет раскрыть таланты
Выбирать вуз следует, изучив его историю и направление работы.
Так, Щепкинское училище — это вуз, в котором можно получить театральное образование, опирающееся на классическую русскую и зарубежную драматургию.
У Школы-студии МХАТ уклон в современную драматургию, неформатный театр. И этим вуз очень интересен, хотя, естественно, там присутствует и классика.
Если говорить о ГИТИСе, то это всеобъемлющее учебное заведение: в нем есть элементы и нового, и классического.
Щукинское училище — это Вахтанговская школа, где любят импровизацию. Здесь система обучения основана на том, что каждый семестр у студентов меняются педагоги — к концу четвертого года студенты успевают пройти через всех педагогов в вузе.
В других классических учебных заведениях преподавание строится иначе: в них есть мастерские, в которых работают определенные мастера (наставники) и несколько педагогов, обычно 3-4, которые проходят со студентами весь путь обучения.
Перед поступлением в институт важно присмотреться к мастеру, познакомиться с его работами (многие можно найти в интернете), понять, нравятся ли они вам.
Что же касается ВГИКа — это вуз, который выпускает актеров кино. В нем делают упор на кинематографию, и ребята практически с середины первого курса участвуют в учебных киноработах. Параллельно с будущими актерами в вузе учатся и работают режиссеры, которые используют для своих студенческих работ студентов актерского факультета разных курсов.
Кстати, к каждому вузу «прикреплен» театр.
К училищу им. Щукина — Театр им. Вахтангова, к Школе-студии МХАТ — театр МХАТ, к училищу им. Щепкина — Малый театр, к ГИТИСу — Театр им. Маяковского. Это основные для этих вузов театры.
Конечно, существует масса других театров, в которые принимают выпускников этих вузов.
Еще один способ выбирать вуз — посещать дипломные спектакли мастерских. Обычно курс выпускает дипломные спектакли на четвертом, заключительном, году обучения.
Как абитуриенту произвести впечатление на комиссию на вступительном экзамене
Существует масса способов, как хорошо показать себя на вступительных экзаменах.
Некоторые абитуриенты пользуются способами, так сказать, цирковыми. Они решают поразить комиссию своей необычностью: странной одеждой, странным поведением, необычностью прочтения произведения, с которым приходят. Некоторые начинают басню рассказывать — кричат, плачут, бьются в истерике. Некоторые надевают ультракороткие юбки, чудные платья или странные костюмы, шорты. Приходят с инструментами.
Был случай, когда одна абитуриентка у нас во ВГИКе принесла с собой арфу. Даже так пытаются удивить комиссию.
Но если говорить серьезно, то, конечно, удивить комиссию нужно самым главным — искренностью.
Поразить их увлеченностью тем героем, которого вы сейчас показываете, тем отрывком, рассказом или стихотворением, которое вы рассказываете.
Вы должны установить связь с каждым членом комиссии, сжать пространство между вами. Каждый член комиссии должен услышать абитуриента. Не просто послушать, но услышать. Это не значит, что нужно громко кричать.
У нас во ВГИКе есть замечательный мастер Владимир Петрович Фокин, который предлагает абитуриентам, которые читают отрывок или басню громко, подсесть к нему очень близко и прочитать произведение шепотом. И тогда становится понятно, это ваше или не ваше — погружены ли вы в эту историю.
Конечно, самый главный секрет — это рассказать стихотворение, басню или прозу так, как будто вы рассказываете ее в первый раз.
Это очень сложно. Этому, собственно говоря, учат в театральных институтах. Повторять одну и ту же роль — пятьдесят раз, сто раз, двести раз — но каждый раз делать это так, будто она прожита в первый раз. Как будто вы не знаете этих слов — вы их только что придумали. Наверно, это и есть искренность.
А громкость, крик, странность поведения? Может быть, в первом туре они и сыграют какую-то роль в том, чтобы заинтересовать комиссию. Но после первого тура есть второй тур, есть третий тур, конкурс и коллоквиум, когда все равно придется включать то, что называется искренностью.
Кстати, умение играть на музыкальных инструментах и петь очень приветствуется. Ведь музыкальные спектакли очень популярны, и в каждом драматическом театре есть обязательно один-два, и даже больше таких постановок. Возьмите хотя бы классические примеры: Малый театр, Ленком, Современник, питерские театры — в них много спектаклей, где звучит музыка и поют актеры.
Умение играть на музыкальных инструментах, умение петь и наличие слуха – это всегда плюс к вашим остальным умениям.
И иногда это умение становится преимуществом, которое позволяет именно вам пройти в тот или иной вуз.
И еще один важный аспект. Про выбор произведения.
Нужно выбирать те отрывки, которые вам самим очень нравятся. Не надо бояться быть смешным. Выбор произведений — это как зеркало, в котором можно увидеть, что вас интересует и волнует.
Как готовиться к экзамену студентам из провинции, если нет возможности посещать курсы в столице
На сайте Союза театральных деятелей можно найти ссылки на различные упражнения, актерские тренинги и мастер-классы, которые помогут при поступлении. Часто доступ к этим материалам бесплатный.
Можно найти советы поступающим и актерские тренинги в социальных сетях.
Я рекомендую обратить внимание на тренинги Юрия Альшица. Также можно поискать материалы Вениамина Фильштинского, Елены Кузиной и Актерской Школы Демидова.
Если вы хотите поступить в какой-то определенный вуз, зайдите сначала на страницу актерского факультета этого вуза и посмотрите то, что предлагают там.
Уверен, что для провинциальных городов, деревень и сел, где есть желающие поступить в театральные вузы, есть огромный простор для поисков, ведь интернет сегодня есть практически везде.
О произведениях, с которыми должен быть знаком каждый абитуриент
Вы поступаете в театральный вуз, а поэтому вы должны обязательно знать об основных театральных направлениях, особенно русского театра.
Начните с «Работы актера над собой», «Этики» Константина Сергеевича Станиславского. Вы должны знать, кем был Михаил Чехов. Необязательно досконально изучать всю его систему, желательно иметь представление в общих чертах. Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров — конечно. Нет записей спектаклей этих режиссеров, но знать о них, знать, что они ставили и чему молились в своих театральных храмах, нужно.
Не обходите стороной современных режиссеров, вас о них обязательно будут спрашивать. Марк Захаров, Кирилл Серебренников, Олег Меньшиков, Юрий Бутусов и многие другие. Вы должны знать 6-7 фамилий и посмотреть спектакли этих режиссеров.
Также важно знать историю театров, к которым прикреплены вузы.
Если вы поступаете в киновуз, вы должны знать наших знаменитых режиссеров: Сергея Герасимова, Александра Довженко, Михаила Ромма, Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Отара Иоселиани, Льва Кулиджанова, Сергея Параджанова.
На поступлении вам могут задать вопрос, кого из знаменитых российских киноактеров вы знаете. И если вы не сможете назвать Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Юлию Борисову, Нонну Мордюкову, то вряд ли вам будут рады в киновузе.
Не стоит забывать и западные фильмы. Современное и классическое американское, английское, французское, итальянское кино, неореализм. Конечно, вы должны знать хотя бы 2-3 фамилии и хоть пару-тройку интересных фильмов, которые вам запомнились.
Что же касается художественной литературы, здесь вам, в первую очередь, пригодится школьная программа.
Обязательным условием является прочтение произведений Александра Пушкина: «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Обязательны к прочтению произведения Михаила Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», его стихи. Рассказы Антона Чехова — обязательно. Также две-три его пьесы. Произведения Ивана Тургенева, а в первую очередь — «Записки охотника». Не надо читать всего Льва Толстого, это сложно и трудно, но прочитать роман «Анна Каренина» нужно. Требуется знать о творчестве Федора Достоевского и прочитать несколько произведений этого писателя. Конечно одна-две пьесы Александра Островского. Нужно знать, что это был за автор, каково его значение для русского театра и почему один из самых знаменитых театров Москвы носит его имя. Уильям Шекспир и, естественно, его «Ромео и Джульетта», «Гамлет». Мольер и его «Тартюф».
В некоторых вузах, особенно это касается Школы-студии МХАТ, вас обязательно спросят о современной драматургии и о современных авторах.
Абитуриенты обычно поступают сразу в несколько вузов. И в каждый вуз стоит готовить неодинаковые программы.
Повторю, что каждый вуз исповедует свой стиль, у каждого своя история и свое направление. Поэтому в Школе-студии МХАТ вас обязательно попросят почитать современных авторов. Например, Веру Полозкову или Веру Павлову — талантливых современных поэтесс.
Если вы будете поступать в Щепкинское училище, то готовьте, кроме всего, отрывки из Александра Островского и Льва Толстого, стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Не бойтесь школьной программы. Хотя, если вы будете читать только из школьной программы, комиссия может вас спросить, а знаете ли вы что-то кроме.
Естественно, надо знать и западных авторов. Эрнест Хемингуэй, Артур Миллер, Ги де Мопассан. Зарубежные пьесы, такие как, например, «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, лучше посмотреть, чем читать.
Какой-то «джентльменский набор» я, надеюсь, вам дал.
Я желаю всем удачи. Желаю тем, кто очень хочет поступить, — поступить. И скажу, что профессия актера — профессия очень трудная. Надо привыкать, что успех будет не сразу. К нему надо идти. Долго. И надо просто очень любить театр.
Фото: пресс-служба Музыкального театра юного актера, Depositphotos