Как помочь ребенку освоить школьную программу по литературе
© Depositphotos
Встречали ли вы когда-нибудь ученика, который за каникулы осилил весь список заданной ему на лето литературы?
Чем старше школьник, тем сложнее ему успеть прочитать все произведения. Тем более, на отдыхе он гораздо охотнее усядется за фэнтези, чем за Гоголя или Толстого.
С одной стороны, чтение не должно превращаться для ребенка в обязаловку. С другой — основные произведения из списка все-таки нужно освоить. Как облегчить ребенку эту задачу?
О том, почему детям сложно усваивать школьную программу по литературе и как им в этом помочь, мы поговорили с педагогом и автором Telegram-канала «Садись, два!» Ляйсан Замалетдиновой.
Почему детям сложно усваивать программу
Школьная программа по литературе подразумевает, что к моменту изучения дети уже прочитали нужное произведение. Но если за лето успеть все не удалось, приходится делать это в ограниченные сроки, перерабатывая значительные объемы информации. Причем нужно сесть за книгу и сосредоточиться, а это иногда становится проблемой даже для взрослых.
В таких условиях, когда кроме чтения появляются другие задания, требующие внимания и долгого сидения на месте, а погода за окном постепенно становится хмурой, высок риск заработать выгорание уже в начале учебного года.
Но проблема не только в смене распорядка дня и нагрузке.
Ляйсан Замалетдинова:
«Первая наша проблема — это объем материала. У нас традиция преподавания литературы — изучать как можно больше всякого и разного. С 5 по 8 класс классическая программа устроена так: немножко из фольклора, немножко из XVIII века, из XIX, из XX и из зарубежной литературы. В 9-10 классах читают XIX век, в 11 — XX.
Объём просто колоссальный, и этим мы отличаемся от зарубежных школ, где набор изучаемых произведений очень небольшой, зато есть время все обсудить и обдумать.
У нас этой возможности нет, и нередко учителям приходится давать произведения обзорно, потому что не получается все успеть, и в этом случае точно ничего не запомнится.
Многие мои коллеги считают, что детям надо давать максимум, и ничего, если они что-то не поймут. Главное — они хотя бы будут знать содержание, а в будущем вернутся к этим книгам и перечитают их уже с удовольствием. Проблема в том, что такой организацией уроков литературы мы рискуем отбить желание читать вообще. Да и объём не играет на руку: дети на следующий год не всегда могут вспомнить, какие произведения они изучали в прошлом.
Вторая проблема — довольно жёсткий набор произведений. Да, государственные образовательные стандарты оставляют за учителем право выбирать часть текстов для изучения, но будем честны: мало кто это делает, чтобы не идти вразрез с учебником. Мы в школе изучаем только классику.
В программе нет книг, которые по-настоящему интересны детям в том или ином возрасте. Фантастики, например. Современной литературы тоже почти нет.
В моём идеальном мире нужно брать несколько текстов, скажем, 10-15 в год, и неожиданным образом их перемешивать, искать сопоставления, сравнения, переклички.
Например, в 5 классе параллельно с русскими народными сказками можно изучать первую часть "Гарри Поттера", показывать, какие сказочные законы работают в ней. Это всегда очень интересно, но в рамках государственной школы пока невыполнимо».
Как вернуть ребенку привычку читать
Одна их главных причин нелюбви к чтению — превращение в обязаловку. Стоит избегать рамок, когда каждый день ребенок должен читать определенное количество страниц, пусть даже вы и пообещаете ему за это награду.
Так мотивация не появится, а проблемы с вниманием и скоростью чтения останутся.
Если ребенок еще в начальной школе, почитайте вместе с ним, обсудите произведение, расскажите значение незнакомых устаревших слов. Подавайте ему пример, читая в свое удовольствие, рассказывая о своем опыте и переживаниях, связанных с произведениями. Это поможет школьнику не заскучать, и вы будете сами знать, что не принуждаете его.
Чем дальше, тем сложнее — для подростков компания родителей уже не стимул, а произведения становятся все объемнее.
Чтобы сэкономить время, они часто пользуются сервисами кратких содержаний.
Ляйсан Замалетдинова:
«Я не против кратких пересказов. Такой объём текстов, особенно, если речь идет о старшей школе, невозможно осилить в течение года.
И даже если ты умудрился все прочитать летом, то к моменту изучения произведения ничего не помнишь — и тут тоже краткий пересказ придёт на помощь.
Отличным решением, если ребёнок очень загружен, могут быть аудиокниги. Например, он занимается спортом, после школы ездит на тренировки, времени читать у него нет, тогда можно слушать».
Аудиокниги выручат, когда у ребенка насыщенное расписание: после уроков творческие кружки, спорт или дополнительные занятия с репетитором. Их можно слушать в дороге, во время рисования или прогулки с собакой и при этом не бояться посадить зрение или испортить осанку. Удобная подборка аудиокниг по школьной программе есть, например, на Яндекс.Музыке. Там собраны плейлисты с ключевыми произведениями для 1-11 класса в профессиональной качественной озвучке.
Детям, которые сравнительно недавно отвыкли от чтения сказок на ночь, воспринимать произведения на слух может быть даже легче, чем читать. А для остальных аудиокниги станут неплохой тренировкой и помогут научиться внимательно слушать.
Главное, чтобы чтение не становилось повинностью, которая утомляет и перегружает ребенка.
Фото: Depositphotos