Опубликовано 20 мая 2013, 11:50

Как подготовиться к ЕГЭ по математике

Какие пособия использовать для подготовки к государственному по математике и как выбрать репетитора, рассказывает Елизавета Калинина, кандидат физико-математических наук, доцент факультета прикладной математики СПбГУ, автор блога "Математика, которая мне нравится".
Как подготовиться к ЕГЭ по математике

Как подготовиться к ЕГЭ по математике

Какие пособия использовать для подготовки к ЕГЭ по математике и как выбрать хорошего репетитора, "Летидору" рассказала Елизавета Калинина, кандидат физико-математических наук, доцент факультета прикладной математики СПбГУ, автор блога "Математика, которая мне нравится".

- Какие пособия для подготовки к ЕГЭ Вы порекомендуете использовать?

  • Нужны не пособия по подготовке к ЕГЭ, а хорошие школьные учебники по математике. Увы, их практически нет. По математическому анализу и алгебре советую найти пособие для самообразования С.И Туманова "Элементарная алгебра" - очень достойный учебник. Из задачников мне нравится книга М.И Башмакова, Б.М. Беккера, В.М. Гольхового и Ю.И. Ионина "Алгебра и начала анализа: задачи и решения". По этому задачнику можно учиться, материал подобран очень удачно, многие задачи используют предыдущие задачи, так что знания закрепляются. Также есть задачи на доказательство, которые способствуют улучшению понимания курса. С геометрией дело обстоит гораздо хуже. Здесь можно решать задачи из книг В.В. Прасолова "Задачи по планиметрии" и И.Ф. Шарыгина "Задачи по геометрии". Геометрии можно научиться, только решая задачи, много разных задач.

 
- Как выявить белые пятна (слабые места) у ребенка при подготовке к ЕГЭ?

  • Чтобы выявить слабые места, нужно просто порешать варианты ЕГЭ за прошлые годы. Над тем, что не получается, нужно работать. Только это не значит, что прорешивать нужно очень много вариантов, нет. По-моему, все становится ясным довольно быстро. Еще стоит посмотреть на варианты вузовских олимпиад, варианты вступительных экзаменов в вузы за те годы, когда эти вступительные экзамены еще проводились.

- Как лучше всего организовать работу по подготовке к ЕГЭ? С чего необходимо начать?

  • Готовиться к ЕГЭ, на мой взгляд, как я уже говорила, лучше всего, изучая математику. Я бы взяла книгу Туманова и стала ее читать, разбираться в непонятных местах, решать задачи. В этой книге курс алгебры и анализа излагается с самого начала, так что научиться по ней можно.

- Как найти репетитора, чтобы он помог подготовиться?

  • Если честно, я против репетиторов. Это обычно в чистом виде "натаскивание". Однако если все-таки обращаться к репетитору, то неплохо бы сначала убедиться, что он сам умеет решать те задачи, решению которых будет учить школьника. Ведь, как известно, к сожалению, многие школьные учителя не умеют решать задачи части С.  Как проверить знания конкретного репетитора, тоже вопрос. Думаю, родители обращаются к репетитору тогда, когда сами помочь ребенку не могут.

- Вы принимали участие в проверке работ по математике, на Ваш взгляд, какие темы являются самыми спорными при подведении результатов? Что является причиной споров?

  • Я бы не сказала, что какие-то темы являются более спорными. Да и у меня не такой большой опыт проверки ЕГЭ, чтобы делать какие-то выводы.

- Как много на Вашей практике было случаев, когда итоговый бал оспаривался учениками? (какие были результаты? Удавалось ли ученикам добиться более высокого бала?)

  • В апелляции я не принимала участие. Знаю только, что случаи, когда поднимали баллы выпускникам, были, и не так уж редко. Не нужно бояться апеллировать, если есть уверенность (разумная, основанная на знаниях), что задача решена верно.

- Вы можете в целом оценить текущий уровень ЕГЭ по математики? Является ли он достаточным для поступления на математические специальности? Может быть то, что экзамен многими воспринимается как «трудный», на самом деле показывает только то, что на данный момент в школах идет недостаточная подготовка по точным наукам?

  • Я не считаю нынешний ЕГЭ по математике сложным экзаменом. Более того, на мой взгляд, он с каждым годом становится значительно проще. Трудность написания ЕГЭ по математике связана с тем, что уровень преподавания математики в большинстве школ (даже школ, которые считаются хорошими, даже физ-мат школ) оставляет желать лучшего. Что касается того, проверяет ли нынешний ЕГЭ достаточность уровня знаний для обучения на математических специальностях, то, мне кажется, нет. То есть хорошее написание ЕГЭ по математике является условием необходимым, но не достаточным. Поясню. Если человек плохо пишет ЕГЭ, то ему не стоит учиться математике. Если же человек прекрасно пишет ЕГЭ, то это не значит, что он способен освоить программу вуза с расширенной программой по математике.

- Как вы относитесь к «нематематическим» методам развития математических способностей? К примеру, американский математик Джеймс Мерфи «поднимает» двоечников по математике за счет курса веревочных игр – и объясняет это тем, что развитие мозга очень связано с моторикой. Возможно, со своей стороны порекомендуете какие-то интересные методы...

  • Мне кажется, главное тут не в методах, а в личности преподавателя. Бывают учителя, которые просто умеют заинтересовать и научить. При этом они могут использовать различные методы, в том числе и веревочные игры. А кому-то удается научить детей, работая и без особых изысков, и это тоже очень хорошо. Подходы могут быть разными, важно, чтобы детям было интересно и они получали знания. Каких-либо интересных методов развития математических способностей, к сожалению, порекомендовать не могу. Самых маленьких хорошо бы учить считать: ступеньки, шаги, деревья, карандаши, да все, что есть вокруг. А дальше есть разные занимательные задачки, головоломки. Сейчас очень много различных книг и сайтов, где все это можно найти. Но, по-моему, все это известно, только не очень много родителей, которые всем этим занимаются.