Как не провалить ЕГЭ по английскому: 8 частых ошибок в письме и речи
© Shutterstock/VOSTOCK
До ЕГЭ остается все меньше времени, и ваш ненаглядный выпускник трудится не покладая рук. В голове у него наконец-то улеглись английская грамматика и правила словообразования, а новую лексику он выписывает в тетрадку и честно учит. Прогресс? Бесспорно.
Достаточно ли этих знаний для того, чтобы написать блистательное сочинение и отлично описать фотографию? Пока нет. Что же еще нужно? Сейчас расскажем!
Специально для «Летидора» материал подготовила Ирина Лексина — редактор образовательного онлайн-ресурса Puzzle English, преподаватель и эксперт по ЕГЭ.
Организация текста
Ни один эксперт не сможет оценить бессвязный поток сознания, пусть даже безукоризненный с точки зрения грамматики и лексики. Именно поэтому в критериях оценивания письменных работ, которыми пользуются эксперты ЕГЭ, есть пункты «Организация текста» и «Организация высказывания».
Письменная работа должна быть правильно выстроенной и логичной, а устный ответ — завершенным и связным.
Увы, наши независимые и творческие подростки, у которых в головах ворох замечательных идей, часто испытывают трудности именно тогда, когда нужно эти идеи грамотно и красиво изложить. Поэтому сегодня мы поговорим о самых типичных ошибках в логике и средствах логической связи.
Письмо и сочинение
- Подмена понятий
Если тема сочинения заявлена как Communication on the Internet, а ученик пишет про компьютеры в нашей жизни, это значит, что он излишне обобщил тему. Если в задании надо было порассуждать о science, а сочинение получилось про astronomy — излишне конкретизировал.
Британские методисты относят обе ошибки к категории логических.
Но беда в том, что, если такая ошибка сделана с самого начала, все сочинение будет совершенно не на ту тему. Даже если оно написано идеально, эксперты обязаны будут выставить «ноль» за содержание и автоматический «ноль» за все другие критерии.
Что можно сделать. Заранее потренироваться подбирать правильные синонимы. Конечно, понятия сomputer и Internet взаимосвязаны. Но это далеко не одно и то же. Не позволяйте смежным понятиям сбить вас с толку!
- Пропущенный шаг в рассуждениях
Досадная и часто встречающаяся ошибка. Например, ученик начинает рассуждать о значении науки в нашей жизни и пишет что-нибудь вроде: «Science helps people. Heart surgery saves many lives every year». Ход мыслей пишущего, в общем, ясен, но в рассуждении пропущено важное звено: «The most important fields of science are human biology and medicine».
Что можно сделать. Не торопиться и отвести себе достаточно времени на вычитывание готовой работы.
И маленький секрет: не пишите строчки чересчур тесно друг к другу.
Так можно будет аккуратно вписать сверху недостающую фразу. Исправленную ошибку эксперт не засчитает.
- Несвязанные аргументы
В одном из вариантов ЕГЭ 2018 года в личном письме надо было порассуждать о хороших и плохих сторонах зоопарков. …Yesterday I went to the zoo. What are the benefits of zoos in your opinion? Do you think there should be a zoo in every city and why? Is it better to keep wild animals in natural reserves than in cages and why? Пример взят из Открытого банка заданий ЕГЭ.
К сожалению, в девяти работах из десяти было написано приблизительно следующее: «I think zoos are important. In zoos scientists can observe wild animals and learn how to protect them. There should be a zoo in every city because it is a great place to go with children, and we can see some exotic animals there. Animals are unhappy because they live in cages. I believe lions and wolves should live in wild nature».
Авторы писем даже не заметили, что последние фразы в их рассуждениях противоречат первым.
Что можно сделать: всегда думать о том, что пишешь, но, возможно, не писать всего, что думаешь. Вчерашний школьник может быть вполне согласен с тем, что животным лучше жить на воле, но одновременно помнить, как здорово было быть маленьким и гулять с мамой и папой по зоопарку.
Увы, на ЕГЭ ценится не внутренний мир экзаменуемого, а умение написать последовательный текст.
- Отсутствие слов-связок
Неудачное письмо про зоопарки можно было бы спасти, даже не вдаваясь в глубокие рассуждения. Достаточно было вспомнить несколько подходящих слов и выражений, создающих внутри текста логические связки.
Это отличный инструмент, при помощи которого можно обыграть даже противоречивое мнение.
Связки выполняют различные функции: вводят мнение автора (In my opinion...), помогают упорядочить аргументы (firstly/secondly/moreover...), представляют контраргументы (however...) и позволяют подвести итоги (To sum up...).
Попробуем исправить отрывок из предыдущего пункта:
«I think zoos are important. In zoos scientists can observe wild animals and learn how to protect them. However, I am not sure there should be a zoo in every city. Although it is a great place to go with children, and we can see some exotic animals there, these animals are unhappy because they live in cages. That’s why I believe lions and wolves should live in wild nature». Что можно сделать: заранее выучить достаточное количество полезных выражений. И выучить твердо, чтобы не путать ¬_at first_ («сначала») с ¬_firstly_ («во-первых»).
- Ошибки в местоимениях
Местоимения — простая тема, которую проходят еще в начальной школе. Наверное, именно поэтому ученики часто допускают в ней ошибки в ЕГЭ. Очевидно, им кажется, что тут не может быть никаких подвохов. В итоге слову mother может соответствовать местоимение he или даже they, a people становятся it.
Особенно много рассогласований возникает, если существительное использовалось в одном предложении, а соответствующее ему местоимение — в другом.
Что можно сделать: повторить правила второго класса, особенно тему this/these/that/those. Если честно, экспертам всегда обидно снижать оценку за детскую ошибку, вроде this ideas.
Описание фотографий
- Отсутствуют введение и заключение
Устное высказывание тоже можно и нужно сделать логичным. Один из способов красиво его оформить — использовать вводную и заключительную фразы.
У экзаменуемого всего две минуты, так что эти фразы должны быть короткими.
Например, введение к заданию 3 может звучать как «Would you like to have a look at a photo from my album?», а к заданию 4 как «I would like to compare and contrast two pictures». Для заключения в обоих случаях достаточно лаконичного «That's it» — как раз чтобы уложиться в последние драгоценные три секунды. Что можно сделать: выучить эти фразы дома заранее.
- Непоследовательный рассказ
Логические нестыковки в устном рассказе заметны точно так же, как и в сочинении. В состоянии стресса вполне можно выдать шедевр вроде: «I took this photo when I was a child. In this photo I am dancing with my wife».
Время от времени ученик забывает про какой-нибудь пункт из плана (чаще всего первый) и спохватывается уже ближе к концу отведенного времени. В таких случаях эксперты слышат произнесенное страшным шепотом «Блин!», бедняга обрывает самого себя на полуслове и пытается быстро-быстро проговорить пропущенную информацию из самого начала.
Что можно сделать: даже если вы долго готовились, не забывайте сверяться с планом ответа. Строго говоря, менять пункты плана местами не запрещается. Но мы советуем придерживаться той последовательности, которая предложена в задании.
Еще раз напоминаем, что ЕГЭ — не место для творческих импровизаций.
- И последнее предупреждение: «блины» на экзамене лучше не печь. Особенно невкусные считаются административным правонарушением!
Фото: Shutterstock/VOSTOCK