Как начать учебный год с доброго дела и новой школьной традиции
© пресс-служба Фонда Хабенского
Стоит ли говорить с детьми о благотворительности? Если да, то в каком возрасте можно начинать? Есть ли правила, которых нужно придерживаться?
На эти и другие вопросы «Летидор» попросил ответить Анастасию Тришкину, руководителя направления офлайн-фандрайзинга Фонда Хабенского. Несколько лет подряд она занимается организацией акции «Уроки добра», в которой участвуют школьники со всей России.
О чем важно помнить, разговаривая с детьми о благотворительности
Приучать ребенка к благотворительности, безусловно, важно и нужно. Только не стоит забывать о том, что можно случайно навредить — сделать так, что эта тема превратится в запретную.
Почему это может произойти? В первую очередь, из-за неожиданного столкновения со страданием. Разговаривая о благотворительности, легко можно уйти в негативную эмоцию и испугать ребенка. Тогда в следующий раз, когда вы опять поднимите эту тему, школьник не захочет испытывать аналогичные чувства.
Поэтому важно избегать в разговоре о благотворительности отрицательных эмоций.
Делайте акцент не на том, что есть те, кому нужна помощь, а на том, что ребенок может кому-то помочь, может облегчить чью-то жизнь, сделать ее радостнее.
Очень важно сформировать представление о благотворительности не как о геройстве, а как о чем-то повседневном. Лучше делать небольшие добрые дела, зато регулярно.
Как разговаривать о благотворительности
Лучше всего говорить с детьми о благотворительности в форматах, понятных и привычных им. Это могут быть игра, творческая деятельность, беседа, просмотр и обсуждение видеороликов на тему помощи.
Рассказывайте не только о том, как важно помогать другим, но и как делать это правильно. Лучше всего дать детям возможность на практике помочь кому-то. Но при этом важно учитывать, что для каждого возраста существует свой формат: например, гулять с животными из приюта лучше старшеклассникам, а писать письма одиноким бабушкам и дедушкам могут и дети младшего возраста.
Очень важно акцентировать внимание на действиях, которые не связаны с финансами.
Если ребенок просто захочет пожертвовать деньги, заработанные родителями, он не будет вовлечен в благотворительность.
Какие варианты помощи доступны детям
Вариантов много: писать письма в дома престарелых, собирать и отдавать одежду малоимущим, кормить птиц и бездомных животных, делать скворечники, взять собаку или кошку из приюта. Не мусорить на природе и бережно относиться к окружающей среде, приучать себя к раздельному сбору мусора, уступать места пожилым людям в общественном транспорте — это тоже добрые дела, которые посильны каждому ребенку.
Один из наиболее удачных форматов, который мы практикуем в Фонде, это акция «Уроки добра».
Суть акции очень простая: дети и родители договариваются и вместо десятков букетов дарят классному руководителю только один, а оставшиеся средства направляют на помощь нашим подопечным — детям с опухолями мозга.
В это же день мы предлагаем всем участникам провести «Урок добра» — классный час, во время которого школьники поговорят про благотворительность.
Зарегистрироваться для участия в акции можно на сайте Фонда. Вам нужно будет создать событие для своего класса, а затем отправить ссылку на него своим одноклассникам: так они смогут присоединиться к акции и внести пожертвование.
Если вы все-таки хотите вместе с детьми помочь финансово, то остановитесь на варианте, который вовлечет их как можно больше.
Это могут быть школьная ярмарка, гараж-сейл, благотворительный концерт, спектакль или квест, благотворительный день рождения.
Перед тем, как организовать сбор пожертвований, расскажите детям подробно, кому именно они помогут, чем занимается благотворительная организация, в которую будут переведены средства.
Фото: пресс-служба Фонда Хабенского