Опубликовано 05 октября 2020, 10:30

Как можно и нельзя реагировать на школьные оценки ребенка: колонка педагога

Мнение московского педагога о том, для чего же нужны оценки и как правильно на них реагировать.
Как можно и нельзя реагировать на школьные оценки ребенка: колонка педагога

© Depositphotos

В честь Дня учителя «Летидор» публикует колонку московского педагога, победителя конкурса «Самый классный классный — 2019» Дениса Мохонько.

Учитель русского языка и литературы рассказал нам о том, какая реакция родителей на оценки ребенка будет способствовать его развитию, а какая – только навредит.

Денис Мохонько

Денис Мохонько

Что такое школьная оценка

Отметка – это упрощенное (условно-формальное) обозначение результата оценки учебной деятельности. Тройка тройке – рознь.

Отметка не оценивает учащегося как личность.

Это лишь средство фиксации текущего состояния и инструмент динамического наблюдения за качеством освоения знаний.

Что же из этого следует?

• Во-первых, необходимо постараться максимально устранить все дополнительные смыслы, которыми родители и дети обычно наделяют отметки.

• Во-вторых, получение положительной отметки не должно становиться самоцелью обучения. Школа, прежде всего, помогает ученику найти свой путь к знаниям, получать удовольствие от процесса обучения.

• В-третьих, отметка не должна становиться поводом для сравнения себя с другими. Гораздо важнее отмечать собственную динамику роста, фиксировать свои учебные достижения.

Как можно и нельзя реагировать на школьные оценки ребенка: колонка педагога

© Depositphotos

Как нельзя реагировать на оценки ребенка

Вот несколько реакций на школьные отметки, которых следует избегать.

Ошибка 1. Чрезмерно эмоциональная реакция на «плохие» отметки. Выражение грусти, разочарования, проявление агрессии, угроза наказанием или применение наказания.

Ошибка 2. Фиксация на «отличных» отметках. Материальное поощрение каждой полученной хорошей отметки. Продвижение идеи, что пятерка является исключительно правильной отметкой и единственно приемлемым результатом учебы.

Ошибка 3. Безразличие к оценкам ребенка. Отметка – это не главное. Абсолютно не важно, как оценили учебные усилия ребенка и его деятельность в школе.

Каждый ребенок уникален, и его потенциал может проявляться в сфере, которая напрямую не связана с определенными школьными предметами.

Наличие высоких образовательных результатов не должно ассоциироваться у ребенка с любовью родителей.

Как можно и нельзя реагировать на школьные оценки ребенка: колонка педагога

© Depositphotos

Как правильно реагировать на школьные оценки

Обратите внимание школьника на то, что отметка – отличная обратная связь. Для него, для вас, для учителей и классного руководителя.

Это повод задуматься, разобраться и разработать план совместных действий. Почему была получена именно эта отметка? Возможно, ребенок не понял тему, отвлекался на уроке или плохо себя чувствовал.

Выяснение причины и грамотная работа с ней позволят в дальнейшем изменить ситуацию.

В то же самое время даже при получении отметки «отлично» актуален вопрос: «Что я могу сделать, чтобы углубить свои знания?».

Не для отметки, а для собственного развития.

Учитывайте личные достижения ребенка и приложенные к выполнению задач усилия. Задание, которое выполнялось долго, настойчиво, но в результате было выполнено неправильно – это тоже результат.

На пути к знаниям дети регулярно сталкиваются с трудными задачами, но каждое решение является хорошим жизненным уроком и закаляет характер.

Пусть реакция родителя покажет ребенку, что его поддерживают и всегда помогут ему в сложной ситуации. В жизни будет еще много задач, решение которых не лежит на поверхности.

В школьные годы важно получить правильный опыт: научиться двигаться вперед, преодолевая препятствия, и быть готовым меняться.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!