Как мотивируют детей к учебе в разных странах мира: вдохновляющие идеи

Активный и любознательный ребенок, который с удовольствием учится, с готовностью усваивает новую информацию и сам проявляет инициативу, — такое вообще возможно? Да!

О том, как мотивируют детей к развитию учителя разных стран, «Летидору» рассказала Наталья Бут, соосновательница платформы для коллаборативного обучения iDialogue, объединяющей учителей из 90 стран.

Наталья Бут

Четкие цели и задачи

Этот совет прекрасно годится для мотивации учеников любого возраста, а не только детей. Но взрослым проще.

«Маленькие дети не всегда понимают, зачем вообще нужно учиться, — замечает Иримия, школьный учитель из Румынии. — Им кажется, что некоторые предметы бесполезны и никак не применимы в реальной жизни».

Важно соблюдать баланс: цели должны быть не очень легкими, вдохновляющими и достижимыми.

Действительно, первоклашку не особенно впечатлит аргумент «Будешь знать английский — получишь хорошую работу». Понятнее звучит обещание «Сможешь понимать мультики без перевода». Привлекательный мотив для подростков — «Сделай видео на английском, загрузим его на YouTube».

VOSTOCK

Живое общение

Раз уж мы заговорили о целях и об английском, стоит отметить, что едва ли не самым сильным мотивирующим фактором для детей и подростков является возможность общаться со сверстниками из разных стран на интересные им темы.

«В нашем сообществе нет носителей английского, поэтому ученикам не с кем говорить на английском за пределами класса, — пишет Дхарм, школьный учитель и методист из Нью-Дели. — В подобной ситуации незаменимым инструментом являются платформы для коллаборативного обучения».

Другие преподаватели тоже отмечают, что

обмен письмами и видеоконференции между учениками из разных стран невероятно стимулируют интерес к другим культурам, к языку и к обсуждению разных тем.

«Мы делали кросс-культурный проект о фриганах, — пишет Энн, преподаватель из Нью-Джерси, — и искали партнеров из других стран. Пост Ульяны из Вологды с вопросом о том, есть ли в других странах люди, отрицающие культуру потребления, стал для нас настоящей находкой. Россия далеко, но дети объединились, опросили людей и написали удивительный по взрослости отчет».

Принятие и помощь в анализе сильных и слабых сторон

Даже маленькие дети прекрасно понимают, что у них получается, а что нет. Такая осознанность — очень ценная способность, которую педагоги советуют всячески развивать. Если вы действительно хотите помочь сыну или дочке освоить предмет, начните с того, что попросите их как можно подробнее рассказать, что им понятно, а с чем, как они считают, у них больше всего проблем.

Возможно, у них даже есть мысли о том, как с этими проблемами можно справиться.

«Побуждайте детей делиться их решением, позицией, пониманием вопроса, сдержанно воспринимайте их речь, даже если она кажется вам неправильной, — рекомендует Хаким, репетитор из Кабула. — Иначе вы никогда не поймете, что они усвоили, а что нет, что думают о том или ином предмете».

VOSTOCK

Ценность успехов

Если вы помните, как сами были маленькими, наверняка не забыли, как обидно было слышать от родителей: «Пятерка по музыке? Ерунда! Если бы по математике…»

Или еще обиднее: «Тебе нравится история, вот ты и получаешь пятерки. Лучше бы русским позанимался».

И теперь вы, конечно, так не делаете, потому что понимаете, что заслуженная похвала — это очень важно.

«Без критики порой не обойтись, — пишет Ирина, репетитор из Санкт-Петербурга, — но заканчивать разговор лучше на высокой ноте: “Да, с математикой еще поработаем, но с биологией ты сегодня просто молодец!”»

Возможность порулить

В процессе учебы ребенку часто отводится только пассивная роль — взрослые излагают информацию и ждут, что дети ее послушно воспримут.

Однако гораздо эффективнее (и интереснее) потихоньку приучать детей самим задавать себе вопросы и искать ответы.

«Пусть учатся принимать решения, — считает Люк, преподаватель из Университета Мичигана. — Ведь старшие не всегда будут рядом. Я предлагаю студентам вести проблемные дискуссии в Сети и анализировать их».

Если вы — мама или папа, то начните с игры: предложите ребенку поменяться ролями и попросите его чему-нибудь вас научить. Еще полезно поощрять взаимопомощь в классе. Во-первых, пока что-то кому-то объясняешь, сам лучше понимаешь материал.

Во-вторых, узнаешь, что помогать другим очень приятно. И социальные сети в этом случае полезны и хорошо работают.

VOSTOCK

Открытость

Секс, наркотики, самоубийства, политика...

«Если вы не готовы открыто говорить с детьми о любых интересующих их темах, то доверия вам не заслужить. А без него социальные науки закрыты», — считает Марк, преподаватель из Нидерландов.

Да-да, в эпоху интернета делать вид, что детей приносит аист, так себе идея.

Если не хотите, чтобы ваш ребенок искал ответы на щекотливые вопросы у посторонних людей, будьте готовы отвечать спокойно и честно — только так можно завоевать доверие маленького собеседника.

Если вы понимаете, что сами боитесь подобного разговора, может быть, стоит заранее посоветоваться с психологом.

Переключение

Современные дети обладают коротким фокусом внимания. Их интерес надо поймать за пару минут или строк, а монотонность точно не для них. «Даже в течение получаса занятия с детьми нужно чередовать, — уверен Моритц, учитель из Австрии. — Начать можно с обмена новостями, потом каждому дать короткое задание, а затем обсудить непонятое в прошлой теме. Вы должны вести динамичный диалог на уроке, тогда дети будут всегда включены».

Моритц на практике применяет вальдорфскую систему обучения, которая возникла в Германии в начале XX века и предполагает чередование разных видов занятий с детьми. Идея такая правильная и понятная, что очень ответственные и беспокойные мамы, папы и бабушки частенько о ней забывают. Не стоит.

Заставлять ребенка четыре часа без перерыва решать задачки — жестоко.

VOSTOCK

Свобода выбора и самодисциплина

Мария Монтессори считала, что у детей обязательно должна оставаться возможность выбора — только так им действительно захочется самим проявлять инициативу и осваивать новые навыки.

«Пусть ребенок сам выберет, в какой кружок хочет ходить и сам придумает тему доклада, — отмечает Флориан, учитель из Италии. — Надо наблюдать и помогать при необходимости. И не торопитесь включаться: возможно, ребенок сам справится».

Но большое значение в системе Монтессори имеют самодисциплина и организованность.

Беспорядок на столе и в школьной сумке часто свидетельствует о том, что ребенок испытывает стресс. Если аккуратно разложить ручки, книжки и тетрадки по местам, легче успокоиться и почувствовать, что ситуация под контролем.

Правда, родителям придется набраться терпения: навык поддерживать порядок приходит не сразу, особенно если речь идет о малышах.

Привычка читать

Старшее поколение любит книги, а современное читает посты в интернете. Носитель не так уж важен, главное — привычка читать.

«Чтение — первый шаг к обучению как таковому, — утверждает Бектон из штата Юта, США. — Ребенку, который любит читать, гораздо проще справиться с требованиями и задачами, которые ставит перед ним школа».

И хотя классический подход к обучению не в моде, многие преподаватели согласны с тем, что чтение помогает научиться ориентироваться в современном море информации, развить логику и критическое мышление.

Многие учителя отмечают, что школьники с высокой успеваемостью — это в первую очередь читающие дети, и советуют прививать детям любовь к чтению.

Но как это сделать при современном объеме мультимедиаконтента?

Недостаточно заполнить шкаф в детской хорошими книгами и уж совсем бессмысленно заставлять ребенка читать из-под палки. Дети плохо воспринимают принуждение, но зато охотно подражают старшим: если читать всей семьей, часто и с удовольствием, может быть, и репетиторы не потребуются.

VOSTOCK

Подражать разрешается

И хотя мы — не индейцы Амазонии, некоторые из их воспитательных приемов современные педагоги советуют взять на вооружение.

В традиционном обществе дети естественным образом включаются в повседневные занятия и учатся, подражая старшим. Эта простая схема отлично применима и в нашей действительности.

«Совсем не обязательно нарочно придумывать “детские” развлечения. Не бойтесь включать детей во взрослые дела, — советует Эмили, учитель из Кении. — Достаточно дать ребенку возможность понаблюдать и при желании поучаствовать».

Годится все — от уборки до средневековых танцев.

Главное — последовательность

Как ни обидно, приходится признать: постоянно следовать даже очень хорошим педагогическим советам ужасно трудно. Иногда энтузиазма родителей хватает на неделю-другую, а потом все возвращается на круги своя — мы перестаем читать вслух, наказываем за двойки и заставляем четыре часа подряд делать математику.

Остается только пожелать всем родителям терпения, мудрости и сил. Результаты того стоят!

Фото: VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп