Как классическая музыка развивает детей: объясняет скрипачка Эльза Неб
© Depositphotos
Музыка оказывает сильное влияние на наши эмоции. Тихая нежная колыбельная успокоит суетливого малыша, а величественный хор растрогает любого взрослого.
Ряд исследований показал, что после прослушивания классической музыки, которая имеет более сложную структуру, чем другие жанры, в мозге активизируются нейронные связи, ответственные за познавательные способности. После прослушивания классической музыки люди быстрее справляются с решением математических задач и головоломок.
Знакомить детей с произведениями мировой классики можно с самого раннего возраста, считает Эльза Александровна Неб, скрипачка, выпускница Московской консерватории, соавтор и ведущая проекта «Лекции-концерты», артистка Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана.
Мы попросили Эльзу рассказать о том, почему классические композиции стоит включать дошкольникам и как это повлияет на их развитие в будущем.
Начну издалека. Я давно работаю с детьми и вижу, каким неординарным воображением обладают малыши. Они впитывают информацию, как губки, на ходу придумывают игры, невероятные истории, подмечают какие-то детали окружающего их мира, на которые взрослый человек не обратит свое внимание.
К сожалению, на развитие воображения сильно влияет то, сколько времени современные дети проводят за компьютерами и планшетами, при этом имея сравнительно меньше возможностей общаться со своими сверстниками, по сравнению с тем, как это было в моем детстве.
Просмотр мультфильмов, компьютерные игры, иначе говоря, все, что транслируется с экрана, — это готовые образы, которые предлагает индустрия технологий, и дети с легкостью транслируют их в свою жизнь, при этом отвыкая придумывать что-то самостоятельно. Создание новых образов у себя в голове — это труд, который развивает мозг, мышление и воображение.
И классическая музыка с ее разнообразием и богатством звучания — это проводник в мир образов.
Понять, как это работает, можно на примере ассоциаций.
Если я предложу вам вообразить пещеру, какая она будет? Маленькая и тесная? Большая с высоким сводом и эхом? Каждый придумает что-то свое, созвучное его настроению. Добавим еще задачу воображению и представим, что мы находимся в необычной пещере, сказочной, «в пещере горного короля» (это название пьесы норвежского композитора Эдварда Грига). Чувствуете, насколько расширяется спектр образов вслед за возможностями вашей фантазии?
А теперь представьте, что при этом еще звучит музыка, усиливая воображение, наполняя эмоциями, подталкивая мозг к работе с вашим внутренним образом. И вот уже эта пещера приобретает вид таинственный, а затем даже пугающий, и все благодаря звукам разных музыкальных инструментов, которые способны передавать настроение, атмосферу того, что мы представляем.
Образы, которые приходят ребенку во время прослушивания классической музыки, совершенно особенные, разнообразные и глубокие. Если развивать эту способность, то она обязательно пригодится ребенку в будущем.
Способность придумывать и находить нестандартные решения сейчас ценится во многих сферах.
В процессе знакомства ребенка с миром музыкой я бы советовала обратить внимание на программные произведения. Это такие сочинения, которые содержат литературное предисловие, написанное самим композитором (например, «Лунный свет» Клода Дебюсси, «Утро» и «В пещере горного короля» Эдварда Грига, «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса и т.д.).
Образное название и литературная составляющая — текст или стихи — помогут детям услышать и воспринять то, что звучит в произведении.
Например, у Антонио Вивальди перед каждым концертом для скрипки из цикла «Времена года» есть стихотворения, посвященные зиме, весне, лету и осени.
Музыка — это способ понять себя, свой внутренний мир, остаться наедине с собой, и чем раньше маленький человек научится это делать, тем более целостная и гармоничная личность появится в будущем.
Фото: Depositphotos, архив Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана