Опубликовано 04 октября 2016, 16:00

Как дизайн школы влияет на психологический комфорт ребенка

Архитектор Юлия Костина рассказывает, какой должна быть современная школа, чтобы ребенок чувствовал себя в ней комфортно.
Как дизайн школы влияет на психологический комфорт ребенка

Как дизайн школы влияет на психологический комфорт ребенка

Большинство современных российских школ построены еще во времена СССР. Сталинская эпоха прогресса ради выживания не подразумевала таких понятий как «комфорт» и «удобство». Их место занимали «дисциплина» и «коллективизм», поэтому среднестатистическая школа в России выглядит довольно скучно. По сути, это большая прямоугольная коробка, состоящая из маленьких прямоугольников-классов. Неудивительно, что детей в такую школу палкой не загонишь. Современные дизайнеры работают над тем, чтобы улучшить ситуацию и сделать школу более привлекательной для учеников.

Почему российские школы проигрывают европейским в дизайне

Может быть, семьдесят лет назад не думали о счастье детей, зато очень серьёзно подходили к их безопасности. В России до сих пор жесткие требования проектирования детских учреждений. Регламентировано всё: освещение, расположение классов, количество и ширина лестниц и коридоров. В Европе тоже существуют нормы, но более гибкие. Например, в Англии на одного ребёнка приходится в среднем около 8 квадратных метров общей площади школы, у нас — 15 кв. м. Казалось бы, это хороший показатель. Но, выигрывая в площади, мы проигрываем в удобстве. Когда всё строго регламентировано, у архитектора меньше возможностей̆ поработать с пространством. Ребенку очень важно чувствовать себя в школе хорошо. Доказано, что даже цвет стен в классе влияет на успеваемость, психологический комфорт. Что уж говорить о влиянии мебели на детское здоровье.

Инклюзивное образование в детском саду — вам оно нужно

Как дизайн школы влияет на психологический комфорт ребенка

Фото: vk.ru

Что хотят улучшить в школах сами дети

Дизайнеры, педагоги и психологи давно задумались о том, как сделать школу удобной, а пребывание в ней — радостным. Редакция английской газеты «The Gardian» попросила школьников написать эссе на тему «Школа моей мечты». На основе этих текстов Кембриджский университет издал книгу «Школа, которая мне нравится. Дети и подростки об образовании в 21 веке». Любопытно, что в ней много жалоб на недостаток цвета. Британские школьники даже сравнили школу с тюрьмой. В России аналогичное исследование было проведено на базе МАРХИ (Московского архитектурного института). Ответы и пожелания оказались идентичными: дети хотят, чтобы школа перестала ассоциироваться с чем-то тяжелым и гнетущим, ей нужно сменить обличье на более дружелюбное.

Секрет хорошей школы — в многофункциональности помещений

Чтобы сделать школу более дружелюбной, необходимо помнить: все в ней многофункционально. Например, коридоры в школе — это не только пространство между классами, но и рекреационная зона. Там дети отдыхают, бегают, разговаривают, играют, иногда дерутся... Рекреации должны быть спроектированы так, чтобы дети могли общаться и не мешать друг другу.

Для этого пространство холлов следует разделить на зоны: активные, пассивные, зоны психологической разгрузки и зоны, предназначенные для творчества. Делить их можно, раскрасив стены в разные цвета или установив прозрачные перегородки. Важно не жалеть красок: яркое цветовое оформление поможет детям переключиться, отвлечься от напряжённой работы в классе. Скамейки в холлах можно заменить на более мобильные и безопасные мягкие модули. Лестницы должны быть просторными, а также отличаться по цвету — чтобы детям было проще ориентироваться в пространстве. Необходимы также тактильные дорожки для школьников с ограниченными возможностями и разноуровневые перила, чтобы обеспечить комфорт детям всех возрастов. Более удобными и безопасными должны стать столовые и туалетные комнаты.

Личный опыт: мама шестерых детей о том, почему она выбрала домашнее образование

inal.jpg

inal.jpg

Как архитекторы делают школьную среду комфортной

Существует множество вариантов благоустройства школ — от практичных до фантазийных. Дизайнеры Калининградской студии Ambito придумали установить в местной школе огромное дерево, как бы прорастающее от первого этажа до самой крыши. На первом этаже — место для объявлений, на втором — зона отдыха, на третьем — дупло, необычная игровая комната и т. д. Планируется, что дети примут участие в создании дерева и затем будут беречь его, постепенно добавлять новые элементы дизайна.

К примеру, в Норвегии дизайнеры решили «открыть» школьное пространство, объединив классы с холлом. Для этого сломали не несущие перегородки, заменив их стеклянными панелями. Привычные одинаково нарезанные прямоугольники можно заменить на классы разных форм и размеров, что позволит проводить занятия в больших и маленьких группах — в зависимости от предмета и видов работы. Школьная мебель должна легко регулироваться под ученика, быть легкой, чтобы можно было сдвигать её и убирать. Привычные ровные ряды парт тоже скоро могут кануть в лету, поскольку работа в классе больше не подразумевает запись теории под диктовку учителя. Появляются всё новые формы работы, для которых требуется более гибкая среда, к тому же в современном учебном процессе большую роль играют гаджеты.

Изменения коснутся и привычных нам рекреаций. Библиотеки в том виде, в котором они сейчас существуют, рано или поздно придётся упразднить. Их место в недалеком будущем должны заменить медийные пространства с доступными книжными стеллажами и зонами для отдыха и общения.

Идей много, главное – помнить, что школа должна делиться на зоны, чтобы каждый ребёнок смог найти в ней место себе по душе. Всё-таки школа — это то пространство, где ребёнок проводит десять лет своей жизни. В школе формируется будущее мироощущение человека. Очень важно, чтобы в ней он мог чувствовать себя легко и непринуждённо.