Опубликовано 13 октября 2019, 00:30

Использовать с умом: может ли ГДЗ быть полезным для школьников

Разбираемся, так ли вредны решебники (готовые домашние задания, ГДЗ), как мы привыкли считать.
Использовать с умом: может ли ГДЗ быть полезным для школьников

© VOSTOCK

Готовыми домашними заданиями по школьным предметам глобальная сеть прямо-таки кишит. Только ленивый ученик не знает, что в ГДЗ можно найти ответы и решения по всей домашке. ГДЗ прочно вошло в жизнь детей и является лишь верхушкой айсберга под названием «списывание в школе».

При этом сказать однозначно, помогают или вредят детям решебники, нельзя.

О том, можно ли с умом использовать ГДЗ, или обращение к подсказкам ведет только к безграмотности, «Летидор» разбирался вместе с учителями младшей и средней школы.

Педагог школы №2120 г. Москвы Татьяна Шорикова ведет кружок по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе и не понаслышке знает, как дети используют ГДЗ.

— Все зависит от того, как и с какой целью использовать ГДЗ. Скажем, ученик болел и пропустил школу, не понял материал, одноклассники объяснить не могут, а родители не помнят, и в таком случае новый материал можно пропустить через ГДЗ, открыть ответ и подсмотреть: это может быть подсказкой и помощью.

Плюсы ГДЗ

Использовать с умом: может ли ГДЗ быть полезным для школьников

© VOSTOCK

Добросовестные дети могут использовать решебник для проверки домашнего задания или чтобы самостоятельно без репетитора разобрать тему. Так ученик получает мгновенную обратную связь, а не отложенную до того, как домашку проверит учитель.

Хотя это актуально для точных наук. С гуманитарными немного иначе.

Учителя сталкиваются с тем, что дети списывают готовые сочинения — не добавляя своих мыслей, не пропуская через призму своего мировосприятия.

Для подготовки хорошего сочинения, да и любого текста нужна дополнительная литература и научные статьи.

Сочинение школьника имеет полное право опираться на источники, и при правильной обработке информации школьник развивает свой слог, додумывает мысль, осмысливает проблему:

— Я не против того, чтобы дети использовали такие источники как книги, учебники, сочинения для подготовки своих сочинений, — добавляет педагог Татьяна Шорикова. — Но есть важный момент: школьники могут прочитать много разных источников, высказываний, а потом написать сочинение со своим видением. Но многие открывают первый попавшийся сайт и бездумно списывают, даже не меняя слов, не редактируя, не внося в текст авторскую позицию. Этого я не одобряю.

Почти не пользуются решебниками ученики начальных классов: они и так справляются с программой, хотя к 4 классу многие уже знают о существовании ГДЗ.

Учителя начальных классов считают, что готовые домашние задания по некоторым предметам могут сослужить неплохую службу.

Речь идет не о русском языке и математике, а о, скажем, литературе, где с помощью ГДЗ можно понять, как определять тему и основную мысль текста, что бывает сложно сделать даже взрослому.

Минусы ГДЗ

Использовать с умом: может ли ГДЗ быть полезным для школьников

© VOSTOCK

Если использовать готовые домашние задания с умом, то польза будет, а бездумное подглядывание в решебник может выработать привычку списывать, когда ребенок не анализирует и, соответственно, не усваивает новую информацию.

Подготовка к уроку должна быть рефлексией, долгим и сложным процессом, попытки разобраться учат ребенка критическому мышлению.

Конечно, списать легче, чем разбираться,

— говорит Татьяна Шорикова. — Поэтому с помощью ГДЗ дети пытаются увильнуть от домашнего задания. Это проблема не ГДЗ, а, мне кажется, учителя, задача которого — объяснить материал так, чтобы всем — подчеркиваю, всем — стало понятно.

По мнению учителя математики и информатики школы №1391 г. Москвы Екатерины Комаровой, ни один решебник не может глобально исправить проблемы ребенка в обучении. Дети должны уметь выполнять универсальное учебное действие: читать инструкцию и следовать ей, на что и направлен учебный процесс. А при списывании этот навык теряется.

ГДЗ легкодоступны современным школьникам, и это огромный соблазн — открыть решение задачи в гаджете во время контрольной или самостоятельной. И ему многие поддаются. Но задача учителя — этого не допускать.

— При списывании с ГДЗ есть вероятность, что ребенок запомнит формулу через правописание.

Для педагога же списывание — тревожный звонок, что он учит или объясняет не так и ученики не справляются,

считает учитель физики школы №1392 г. Москвы Илья Данилин.

Одним словом, готовые домашние задания были, есть и будут. Тем, что было придумано для родителей и учителей, теперь свободно пользуются школьники, и от этого никуда не деться. Но проблема не так страшна, если рядом есть мудрый родитель и внимательный педагог, которые следят за тем, чтобы ребенок осмысливал то, что делает.

— Стоит объяснять ученикам, как правильно использовать решебники, родителям нужно контролировать этот процесс, — говорит Татьяна Шорикова. — И тогда ребенок поймет, что, бездумно списав, он ничего не усвоит, забудет все через неделю-две. Но использование ГДЗ с умом — не каждый день, а в крайних случаях, — может быть полезно. Надо понимать, что это не панацея, конечно. Нужен комплексный подход: и помощь учителя, и помощь родителя, и само желание ученика что-то понять.

Фото: VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!