Игры для развития сенсорики
Игры для развития сенсорики
У нас рядом с домом открылся новый детский центр. Для двухгодовалых малышей там проходят занятия по развитию сенсорики. Я заинтересовалась, ведь нашу Таю тоже надо развивать. Правда, занятия в центре стоят недешево. Я подумала и решила, что сама справлюсь с задачей.
Сенсорное развитие – это развитие чувств и восприятия человека (вкуса, цвета, звука, запахов…) После года сенсорные способности задействуются довольно активно, ведь малыш так внимательно изучает мир. Педагоги говорят, что детишки, у которых хорошо развиты сенсорные способности, лучше учатся в школе. В общем, навык этот без сомнения нужный и важный.
В принципе, мы давно уже играем с Таей в игры, в которых нужно определить предмет на ощупь, или стараемся развивать слух. Теперь же просто будем продвигаться в этом направлении, для чего и используем несколько новых игр.
Цветочный луг
Сам луг и цветочки я сшила сама. На плотный лист картона наклеила ткань и пришила кнопочки (но не целиком, а только одну часть – основание). Из разноцветных ленточек смастерила цветочки (просто собрала ленточки на нитку и стянула ее). На цветочки с обратной стороны пришила другую часть кнопочек. То есть получилось, что цветочки можно прикреплять к лугу.
Это очень познавательная игра! Во-первых, у Таи развивается мелкая моторика (чтобы прикрепить цветочек к лугу, нужно постараться), Во-вторых, мы продолжаем изучать цвета. Например, слева на лугу прикрепляем только желтые цветочки, посередине – только синие, а справа – только красные.
По травке
Когда Тае исполнился год, мы сделали ей специальный альбом для развития тактильных ощущений. В альбоме на каждой страничке был наклеен кусочек ткани: бархат, шелк, ситец, мех и даже сетка от комаров.
Но развивать нужно не только чувствительность ручек, но и ножек. Летом можно бегать по
травке, по песочку, у реки по глине.
Я стараюсь выбирать место для игры с таким расчетом, чтобы можно было испытать больше ощущений. Например, у пруда на даче мы ходим сначала по глине, потом по песочку, а потом по травке. Каждый раз я рассказываю Тае:
- Липкая, вязкая, скользкая ой-ой (я чуть-чуть подталкиваю девочку, чтобы она почувствовала, но обязательно поддерживаю ее, чтобы она не упала) – это глина. А вот теплый песочек, поедем по нему, как на лыжах (и мы стараемся скользить по песку). А теперь побежим по мягкой травке, ах как приятно!
Сейчас, когда на дворе осень и уже скоро зима, на улице босиком не походишь. Поэтому мы ходим то по ковру, то по паркету (у нас подогреваемые полы), то по меху (у нас есть шкура медведя, но можно постелить, например, дубленку), то по манке или гречке (я рассыпаю их на клеенке).
Чей поцелуй?
Еще одна игра для развития тактильных ощущений. Мы берем мягкую игрушку, ребристый шарик и шелковый платок (в принципе, чем больше разных по фактуре предметов, тем лучше).
Сначала трогаем все предметы, изучаем, я обязательно говорю, что игрушка мягкая, шарик колючий, платочек нежный. Потом Тая закрывает глаза, а я провожу то игрушкой, то платочком, то шариком по руке (ноге, спинке…) и спрашиваю:
- Кто тебя поцеловал?
Дочка открывает глаза и угадывает, каким предметом я к ней прикасалась.
Что внутри?
Для игры понадобится несколько воздушных шариков (парное число). Надувать их не надо: внутрь кладем наполнители, разные на ощупь. Например, в два шарика гречку, в два муку, в два фасоль, в два наливаем воду. Все шарики завязываем ниточками.
Все эти наполнители кладем в тарелочки и ставим их перед малышом. Перед началом игры нужно потрогать наполнители в тарелочках. А потом найти парные шарики (два с манкой, два с водой и так далее).
Дразнилки
Сенсорика – это и зрительное восприятие, так что наша следующая игра как раз об этом. Я показываю разные рожицы, а Тая повторяет за мной: хмурит брови, надувает щеки, округляет или щурит глаза…
Потом мы добавляем и движения: взмахи ногами, руками, прыжки… Сколько в эту игру уже играем, а дочке она не надоедает! Это в общем-то и понятно. Обычно ей говорят, что дразниться или показывать язык не хорошо, а в этой игре можно и даже нужно.
Холодно-тепло
Тая уже несколько раз обжигалась компотом. Папа ей говорит:
- Осторожно, он горячий! Подожди немного.
Но нетерпеливая девочка хочет скорее попробовать. Чтобы еще раз объяснить ей, что такое горячо или холодно, мы играем в такую игру.
В миcочку я наливаю теплую воду, а из холодильника достаю лед и даю кубик Тае в руку.
- Ой-ой, как холодно, - комментирую я и забираю кусочек льда.
Затем опускаю ручку девочки в мисочку с водой:
- А вот сейчас хорошо, тепло.
Пальчиком прикасаюсь к горячей кастрюле и отдергиваю руку:
- Ух, горячо!
Потом спрашиваю у нее:
- Где холодно?- и она показывает на лед.
- А где горячо? – и она показывает на кастрюлю.
Хитрый фрукт
На столе раскладываем фрукты: банан, яблоко, грушу, мандарин, сливу. Смотрим на них и запоминаем.
Потом все фрукты я складываю в плотный мешочек. Я называю предмет, а Тая должна на ощупь его найти и вытащить.