Опубликовано 31 октября 2012, 17:00

Игры для детей-первоклашек

Наш Степка замечательно читал и считал еще до школы, но и у него все равно иногда возникают сложности в учебе. Например, ему с большим трудом дается пересказ. Тренировать этот и другие полезные навыки можно в игровой форме. Несколько полезных игр - в этом обзоре.
Игры для детей-первоклашек

Игры для детей-первоклашек

Сегодня дети идут в школу уже хорошо подготовленными. Наш Степка замечательно читал и считал еще до школы, но и у него все равно иногда возникают некоторые сложности в учебе. Например, ему с большим трудом дается пересказ. Тренировать этот и другие полезные навыки можно в игровой форме. Чем мы, собственно, и занимаемся в свободное время. Причем не только вдвоем с сыном, но и подключаем его друзей-одноклассников. Представляем вашему вниманию несколько игр для детей-первоклассников!

В двух словах

Я читаю небольшой рассказ, дети слушают. А потом каждый старается  передать его содержание, но в сжатой форме, используя всего одно или  два предложения.

Главное – передать суть рассказа, второстепенные детали можно  опустить. Также нужно следить  за тем, чтобы ребята не использовали слов-паразитов и вообще любых  лишних слов.

Грустно-весело

Эта игра для детей развивает мышление, а также обогащает словарный  запас.

К каждому названному слову  нужно подобрать антоним, то есть слово, с противоположной характеристикой. Тонкий-толстый, легкий-тяжелый, огонь-вода, красивый-уродливый, трус-храбрец…

Мы играем так: сначала  я называю слово, а Степка придумывает  антоним. Потом он называет слово и антоним придумываю я. Если в игре участвует много человек, играем по кругу. Первый говорит слово, второй придумывает антоним и называет слово для третьего игрока и так далее.

Веселая арифметика

А такую игру для детей учительница  проводила у нас в классе. В  ней принимали участие все дети.

Сначала нужно заготовить комплект карточек с цифрами от 0 до 9 (если детей много, то комплектов карточек будет больше – по числу участников).

Итак, предположим, у нас  сложилось две команды. Все игроки выстраиваются в шеренгу –  одни справа от учителя, другие слева. Каждому игроку выдают карточку с  цифрой.

Учитель (ведущий) зачитывает пример. Команда должна быстро произвести арифметические действия и подсчитать результат. Игроки с цифрами, из которых  складывается результат встают около учителя и поднимают высоко над головой карточки.

Например, учитель говорит: 15+8

Правильный ответ 23. Игроки, на чьих карточках изображены цифры 2 и 3 из каждой команды выбегают и  встают перед ведущим. Та команда, которая  быстрее справиться с заданием –  победила.

Кто тут лишний?

Желательно ведущему заранее  подготовиться и написать для  себя на бумажке по три понятия, одно из которых будет лишним.

Например,

Выбрать лишний цвет:

Абрикос, слива, апельсин

Трава, лимон, огурец

Выбрать лишнюю форму:

Окно, колесо, телевизор

Таз, косынка, арбуз

Выбрать лишнюю величину:

Спичка, бегемот, соломинка

Фломастер, вилка, дом

Выбрать лишний вкус:

Джем, уксус, конфета

Селедка, мороженое, чипсы

Выбрать лишний вес:

Вата, гиря, перышко

Бегемот, стрекоза, слон

Фантазеры

Мы со Степкой очень  любим эту игру. Тут только есть один нюанс – ее надо закончить  вовремя, а то фантазия может увести в такие дебри, что придется сочинять и вторую, и третью серии.

Итак, первый игрок произносит любую фразу с незаконченной  мыслью. Например «Вчера вечером я  выглянул в окно…» Второй игрок  продолжает «и увидел на небе огромную звезду, которая…» И так далее. Игроки по очереди дополняют друг друга и получается интересный рассказ. Иногда таким образом мы повторяем какое-нибудь домашнее задание. Просто тогда договариваемся изначально, что рассказываем, например, про таблицу умножения. Конечно, мне приходиться все время направлять игру в нужное русло, но это совсем не сложно.

Соединялка

Мы произвольно выбираем два предмета, а потом стараемся  объединить их неким мостиком. То есть придумываем слова, которые помогут  от первого слова перейти ко второму. Логическая цепочка должна быть выстроена  правильно.

Например, первое слово - "нитка", второе - "платье". Между ними могут  быть слова "иголка" (ее вдевают в  нитку) и "ткань" (из нее платье шьют).

Чтобы усложнить игру, можно  выбирать совершенно разные слова, как  "экскаватор и вата", или "груша и крылья". А еще можно договориться, чтобы между первым и последним  словом было не меньше пятнадцати слов-связок .

Быстрее, еще быстрее

В нашем классе все детки  уже умеют читать. Но кто-то лучше, кто-то хуже. Учительница рассказала мне несколько развивающих игр, которые развивают скорость чтения. По-моему, очень интересные:

  • читать текст вдвоем, читая слова попеременно. То есть первый игрок читает первое слово, второй – второе. Потом опять первый игрок – третье, второй четвертое и так далее

  • чтение слов, которые  начинаются с выбранной буквы

  • прочитать первое слово,  затем его еще раз, но быстрее.  Теперь читаем первое и второе  слово – сначала медлено, второй раз быстрее. Переходим к третьему слову… и так до конца, пока не дочитаем предложение.

Сходство и различие

Эта игра для детей чем-то похожа на предыдущую. Она развивает внимательность и смекалку.

Ведущий называет  два  предмета, а игрок называет что эти понятия объединяет или различает. Например, молоко и вода.

Общее – они жидкие, их можно пить, они продаются в  магазине

Различие – молоко дает корова, а воду нет. Вода течет из крана, а молоко нет.

Если игру проводить в  компании детей, то выигрывает тот, кто  последним назовет сходство или  различие предметов.

Одна минутка

Один из важных навыков  первоклашки – умение оценивать  время. Взять хотя бы моего Степку, он всегда считает, что у него очень  мало времени, поэтому он не успевает делать уроки (хотя на игры у него всегда время остается). Так вот, я решил  ему показать, что даже 1 минута –  это очень много.

Я провел соревнование между Степкой и его друзьями, кто за одну минуту больше:

  • напишет букв  «а»

  • напишет больше  цифр, начиная с 0

  • сделает приседаний

Оказалось, что  за одну минуту можно успеть очень  много. Так что теперь у Степки нет причин говорить, что времени  на уроки никак не хватает.

Угадай цифру

Эта игра поможет  первоклашкам быстрее научиться  считать.

Ведущий задает вопрос: Назови цифру

  • больше 3, но меньше 5

  • меньше 8, но больше 6

Тот игрок, который  быстрее сориентируется и назовет  правильный ответ – получает бонус. Игру можно вести, например, до десяти бонусов.